Учитель ГОУ СОШ № 1277
с углубленным изучением немецкого языка
Ильинская Н.А.
Конспект урока по литературному чтению «Может ли нравиться печальное?»
(Л.Н. Толстой «Лев и собачка»)
- Цели:
- закрепить навык акцентного вычитывания;
- работать над навыком постановки вопросов к тексту;
- учить чувствовать, определять и прогнозировать настроение произведения;
- развивать чувство сострадания?
- Сообщение темы урока
- Сегодня мы будем знакомиться и работать с произведением, которое называется «Лев и собачка» (на доске).
- - Как вы думаете, глядя на название, можно предположить жанр этого произведения?
- Предположения - на доске:
-
рассказ;
-
сказка;
-
басня;
-
стихотворение;
- - Можно ли предположить, где будет происходить действие? Почему?
- Предположения - на доске:
-
в другой стране;
-
в зоопарке;
-
в цирке;
- - Сколько главных героев в этом произведении? (2 героя)
- - А что ещё может помочь в конкретизации (в уточнении) наших представлений о произведении? (иллюстрации, фамилия автора, его биография)
- - Послушайте и постарайтесь найти подтверждение гипотез.
- II. Рассказ учителя о писателе
- Л.Н. Толстой – жил и писал около 100 лет назад, в конце 19 века. Это величайший русский писатель. Писал для детей и взрослых.
- Всему миру известны его произведения, о которых вы тоже слышали. Это романы «Война и мир», «Анна Каренина», «Детство. Отрочество. Юность.» и многие другие. Они переведены почти на все языки мира, экранизированы (т.е. по ним сняты фильмы).
- Его литературное творчество связано с его педагогической деятельностью.
- В своем имении «Ясная поляна» Л.Н. Толстой создал школу для крестьянских детей, учил их и сам писал учебники «Азбука», «Новая азбука». Он был мастером короткого рассказа для детей, написал много ярких художественных рассказов о жизни детей, о крестьянском быте, о животных. Есть у него и познавательные статьи для детей о явлениях природы.
- М. Горький «Не зная Толстого, нельзя считать себя знающим свою страну, нельзя считать себя культурным человеком».
- - Помогла ли нам эта информация продвинуться в нашем предположении о жанре этого произведения? (рассказ)
- III. Работа с текстом
- 1. Чтение I части про себя;
- 2. Чтение вслух;
- 3. Что мы узнали? Смогли ли мы уточнить свои предположения? Докажите (первое предл. – зверинец, в зоопарке).
- 4. Фиксация переживаний;
- - Какое чувство у вас после прочтения этой части? Обсудите в группах, выберите квадрат нужного цвета, обоснуйте свой выбор. (У каждой группы на парте квадраты 4 цветов. Каждый цвет символизирует определенное настроение.)
- веселье - желтый
- страх - красный
- горе - синий
- грусть -синий
- печаль - синий
- безразличие – серый
- Поднимите карточку (выступления детей). Карточка на доске (синяя).
- IV. Прогнозирование II части
- - Пробуем предположить, что произойдет в следующей части:
-
съест;
-
собака убежит;
-
лев покусает;
-
разорвет;
-
будет играть;
- В группах определите – спрогнозируйте, какое чувство у вас вызывает чтение второй части.
- Выберете карточку нужного цвета. Покажите (ж или кр.).
- V. Чтение II части
-
чтение про себя;
-
чтение вслух;
- Что же можем сказать теперь?
- Какой квадрат нужно выбрать? Почему?
- Какая группа оказалась права в своем предположении?
- Что помогает понять, что вы ошиблись (если кр.) или что вы правы (жел.)?
- Какой лев? (прочитайте)
- А собачка?
- (Карточка – на доске.)
- VI. Прогнозирование III части
- Герои наши замечательные. Что же ждет их впереди? (показать карточку нужного цвета)
- VII. Чтение III части
-
чтение про себя;
-
чтение вслух;