Конспект урока математики 1 класс (1-4)
Программа РО Эльконина Давыдова
Тема: «Составная мерка»
Цель
С помощью гипотезы построить систему мерок, которыми можно измерять величины.
Образовательные задачи урока:
- Формировать умение измерять и отмеривать величины с помощью мерки, которая представлена не одним, а несколькими объектами (это важно для того, чтобы дети понимали, меркой является не предмет, а величина, и в дальнейшем относили число 1 не котдельному объекту, а к части измеряемой величины, которая равна мерке).
- Развивать умение фиксировать получаемую информацию опытным путем в схеме
Ход урока
I. Создание учебной ситуации
- Сегодня мы с вами отправляемся в удивительную страну величин. Мы уже там бывали не раз. С какими величинами мы в этой стране встречались? (на доске -условные обозначение величин. Дети озвучивают):
- С длиной, шириной, площадью.
- С массой, объёмом.
- С высотой, размером.
- Согласны ли вы со мной, что размер – величина?
(Дети показывают несогласие <<->>)
- Относится ли размер к математическим величинам? Нет, т.к. его нельзя измерить.
- С помощью чего мы умеем измерять величины: с помощью мерки.
Например. С помощью полоски бумаги можно измерить длину отрезка, площадь, можно померить длину и ширину класса с помощью шагов (ребятам можно предложить это продемонстрировать)
- А как можно измерить объём? (Показывает сосуд)
Можно взять маленький стаканчик и померить с помощью воды, сколько стаканчиков поместилось в этом сосуде (Выходит один ученик и демонстрирует измерение)
- Как нам зафиксировать на доске и в тетради результаты измерения?
Нужно записать стрелочную схему проведенного измерения. (Ученик выходит к доске, а остальные пишут у себя в тетрадях)
- Что означает эта запись?
Она означает, что в величине А укладывается 6 раз мерок Е.
II. Основная часть урока
- У меня на столе три цветка в разных горшках, которые нужно поливать. Причём для поливки каждого цветка требуется разный объём воды (Предоставляются три маленьких сосуда разного объёма. После этого учитель показывает большой сосуд с водой и предлагает детям ему помочь).
- Нужно узнать, сколько раз можно поливать все три цветка этой водой? Что для этого нужно сделать?
Нужно измерить объём воды в большом сосуде, а в качестве мерки нужно использовать сразу три маленьких сосуда, иначе какой-нибудь из цветков останется не политым. (Наполняет три маленьких сосуда)
Называют число – 1 (Далее учитель наполняет только один сосудик и подсказывает детям – число 2)
Дети не соглашаются, т.к. получается не целая мерка
Один ученик выходит к доске и демонстрирует измерение. Оказывается, полить цветы можно 4 раза
- Мы измеряли объём воды в большом сосуде сразу тремя мерками. Как нам зафиксировать результаты измерения.
Обозначить мерку и измеряемую величину буквой и записать стрелочную схему.
Ученик выходит к доске и записывает схему, остальные дети у себя в тетрадях.
Учитель демонстрирует сосуд с водой объёмом К. Мерка состоит из двух стаканчиков наливать эту мерку нужно, считая до трёх.
(Выходит один ученик и работает с водой, другой ученик выполняет нужные действия на чертеже. На доске уже имеется заготовка для чертежа.)
Ученик наливает воду в одну из мерок – соответствующий отрезок уже отложен на чертеже.
Как только один из стаканчиков наполняется вновь, учитель прерывает ученика:
- Нужно скорее отложить мерку на чертеже!
Ответы детей: мы не согласны, т.к. это не вся мерка.
(После переливания воды из второй мерки в сосуд, другой ученик, который работает у доски, отложил отрезок меньше предыдущего).
- Все согласны с этой записью на чертеже?
(Из практики дети показывают знак отрицательный ответ << - >>)
- На чертеже не видно, что работали одной и той же меркой (после того как померили объём воды К с помощью составной мерки Т. Полученный объём воды «охватывается» на чертеже дугой).
III. Итог урока
- Что сегодня нового вы узнали о величинах?
Что Величины можно измерять с помощью составной мерки.
- Как мы это делали? ( выдвигали свои гипотезы, проверяли их практически, арезультаты записывали на схемах.)
- Что было делать на уроке легко, интересно? Что делать было трудно?
© Земская Т.Я.