Категории

Пояснения к "Механизмы творчества"

5 минут на чтение
 
Примечания к заметке "Механизмы творчества: 6 минутный цикл поисковой активности"
 
- В тексте, как и в лекции использован термин "творческое мышление", как синоним термина "продуктивное мышление".
 
Обычное понимание "творчества" - в создании нового, важного для человечества в целом. В контексте же обучения, когда ученик создает новое, неизвестное для себя, присутствуют основные черты - созидание, как антитезис разрушению, рождение нечто из ничего. Не будет большой ошибкой называть это творчеством... 
 
- В лекции были даны названия ферментов, вызывающих негативные и позитивные реакции организма. Помнятся  катехоламины, например. Термины были опущены, так как данный текст - для не-специалистов. 
 
Имея интернет под рукой,  желающие могут, в отличие от студентов прошлого, получить много больше сведений на любительском, ученическом, уровне.
 
Как? Например, заходите на сайт http://wolframalpha.com По запросу 
катехоламин или L-адреналин он выдает массу информации.
 
                            Молекула L адреналина 
                             Структура молекулы L-адреналина
 
                        Адреналин 3D
                    L-Адреналин трехмерная картинка молекулы. Стресс. 
Каков механизм воздействия данной штуковины на мозг в стрессовой ситуации? Наверняка ведь изучено специалистами?...
 
- В лекции Л.Е. Попова обсуждались понятия проблемных ситуаций, репродуктивного способа мышления, физиология мозга, в том числе его  лево-правая ассиметрия. Не запомнилось.  
 
Рассказывалось еще многое. 
 
- О том, как готовить выступления (нужно говорить только 3 процента из материала, приготовленного для доклада).
 
- О том, что является суррогатами творчества и как не попасть в их петлю с обратной связью (алкоголь, другие дурманящие средства).
 
- О том, за сколько времени можно выучить курс дифференциальных уравнений. (Очень многое зависит от степени увлеченности человека: речь в частности шла о прорешивании задачника Филиппова за несколько дней.) 
 
- ... И многое другое, уже забытое.
 
- Оценить научную достоверность заложенных в основу лекции идей для меня довольно трудно.  
 
Некоторые популярные источники не противоречат данной лекции.
 
- В частности, Л.Е. Попов ссылался на работы и книги И. Аршавского и В. Ротенберга.  Нам кажется, что в целом противоречия нет.
К примеру, можно посмотреть на сайте психофизиолога Вадима Ротенберга статью "Психофихиологические аспекты изучения творчества", которая  
довольно аккуратно, а  главное - просто, обсуждает вопрос про поисковую активность, творчество.  
 
Другая статья В. Ротенберга - "Добиться и умереть", вернее это - отрывок из книги "Образ Я" , тоже в довольно хорошем согласии с лекцией  в фрагментах по важности поисковой активности для здоровья. 
Вообще работы Вадима Ротенберга кажутся очень серьезными, интересными и ясно написанными.
-Что касается работ И. Аршавского, - в них есть по крайней мере одно очень важное звено, упущенное в вышеприведенном тексте лекции: о важности физической активности для развития... Человека и ребенка, в частности. И многие интересные аспекты по раннему развитию ребенка.
 
-Вызывает большое сомнение тезис про 400% ный показатель для человека в смысле энергозатрат в любом из пониманий.  Например, из популярных изложений работ того же И. Аршавского, это вовсе не очевидно. Но даже если идея про возвышение человека на уровне физиологии и не верна, то большого вреда от нее, наверное, нет.  
 
- Вызывает сомнение вопрос про трактовку мозга по аналогии со сложной системой с обратными связями,  например с супер-компьютерами будущего. В статье Рафаила Нудельмана Как работает мышление? однако, есть некоторые аргументы "за", обсуждаются разные гипотезы о структуре мозга. Подборка научно-популярных статей на сайте 
http://wsyachina.narod.ru/, где опубликована статья Нудельмана,
 кажется замечательной.
 
 
- Сама же идея изучать организм шаг за шагом, строя подвластные нам для понимания модели, в широком, философском смысле, присутствовала, наверное, уже у Ухтомского, и скорее всего ранее.
                                          Автор теории доминанты. Ухтомский А.А.
                           А.А. Ухтомский, создатель учения о доминанте
 
- В любом случае, в вопросе о механизмах творчества, мышления, НЕ ясного много больше чем ясного.
 
Отделить верное от неверного, понять какие-то закономерности работы человеческого мозга - очень интересная и сложнейшая задача нынешнего 21 века, в которой, наверняка, есть масса вопросов для изучения как учеными так и школьниками.
 
Ведь, что интересно, начинать изучение законов мышления, поисковой активности, творчества можно даже в школе!!! Сама идея 6-минутного цикла возникла, как мне кажется, в результате наблюдения за активными студентами на занятиях (???), а не в лабораториях, в которых гудят супер компьютеры и  включены электронные микроскопы.
 
Читая популярные статьи, изучая на практике особенности своей школьной жизни - как Вы читаете книги, сколько задачек подряд Вы можете решить, когда Вам интересно учиться, а когда скучно, что за задачи вызывают у Вас ага-переживание и т.д., Вы можете много узнать о себе и о творчестве. 
Facebook Vk Ok Twitter Telegram Whatsapp

Похожие записи:

В 2010-2011 году в Академии Города Образования Подростков было начато четыре исследования. 1. "Механизмы творчества. Шести минутный цикл поисковой активности в современном ТВ и рекламе". Цель: Изучение механизмов творчества, устройства человеческой пси...
Учитель физики школы №1277                                                                      заместитель директора по ВР                                              ...
Мастер классы учителя ИЗО школы № 1277 Листуновой Веры Ивановны.  Различные слайд шоу, пояснения по объемным игрушкам, сделанных своими руками учениками нашей школы.
Официальный список победителей 21 мат праздника,  пояснения и т.д. опубликованы на сайте Независимого, в разделе олимпиад. Смотрите, пожалуйста, этот первоисточник.      Мы бы хотели эти данные иметь также и у себя (уберем по требованию), чтобы в перспективе ...
Первый урок Инкскейпа (inkscape) для полных новичков. Основные понятия, файлы svg, пояснения.    3 Двигаем опорные точки и рычаги Слева в меню есть стрелочка "редактировать узлы контура или рычаги узлов". Нажав на нее можно у...
Первый урок Инкскейпа (inkscape) для полных новичков. Основные понятия, файлы svg, пояснения.  2. Рисуем первую кривую.   Наша основная цель получить вот такую кривую.    Основной элемент рисунка: верхняя часть панциря (смотрите прикрепленный svg ...