Учитель физики школы №1277
заместитель директора по ВР
Пугай Светлана Леонидовна
Механизмы творчества
0. Введение.
Сейчас требуется быть "креативным", модно писать "креативы", мыслить и работать "креативно". В Томском Государственном Университете, 25 лет назад, мы в целом плохо знали английский, и слово creative не использовали. Но ... тоже активно обсуждали, что такое творчество, что значит быть творческим человеком, как им шаг за шагом становиться. Причем на практике, на студенческой скамье...
... А началось все с открытой лекции профессора кафедры высшей математики Томского инженерно-строительного института (ТИСИ) Попова Леонида Евгеньевича для студентов трех физических факультетов ТГУ.
Эта искрометная, причем - внеплановая, лекция по проблемам творчества, поисковой активности, прочитанная в общежитии студентов-физиков, породила потом множество студенческих дискуссий. Многие слушатели помнят ее до сих пор... Одну лекцию... Третий десяток лет...
К сожалению, и вопреки нашим ожиданиям, содержание лекции, идеи ученых ТИСИ не стали популярными на уровне России. А, казалось бы, прошло достаточное время для отделения истинного от ложного. Можно предположить, что за десятилетия содержание исследований могло устареть, стать признанным неверным со стороны корифеев педагогики, психологии, физиологии мозга. Не знаю...
Все-таки хочется надеяться, что лекция интересна и сегодня. Ниже - попытка восстановить по памяти некоторые ее фрагменты - для жителей Города Образования Подростков.
Что-то из написанного может быть неверным также из-за моего непонимания;,из-за смешивания личного опыта с тем, что на самом деле рассказывалось тогда... Так что лучше считать так - ошибки принадлежат мне, а достижения - Леониду Евгеньевичу и его коллегам.
Воспоминание-пересказ; несколько запомнившихся фрагментов из открытой лекции профессора Попова Л.Е.
1. Теория доминанты.
1.1. Направить голову в одну сторону
... Разговор начался с краткой формулировки теории доминанты. Это новое для нас понятие, введенное А.А. Ухтомским, оказывается, означало некоторую направленность, концентрацию активности мозга. Скажем, направление устремлений человека в данный промежуток времени.
Всегда что-то кажется более важным, а что-то - менее. Часто для молодых людей эта доминанта нацелена на учебу, на изучение нового.
Направленность устремлений приводит к глубине погружения в предмет. "Мне интересно только это" - говорил один писатель...
...Наверное у каждого человека бывали случаи, когда ему было очень важно что-то одно, какое-то направление. У такого человека доминанта направлена на это "что-то". Как-то так, если по-простому.
Доминанта на обучение, на повседневное творчество, на постоянную поисковую активность, часто связана с особым состоянием организма человека. Это состояние называется физиологический стресс.
1.2. Стрессы бывают разные.
Повышенная готовность организма работать, сопровождаемая концентрацией на предмете изучения, сопровождаемая чувством полноты бытия, радостью жизни...
...Такое состояние - норма жизни человека! В состоянии физиологического стресса человек постоянно решает творческие задачи, зачастую им самим же и поставленные! Человек находится в постоянном поиске нового, в поиске совершенства.
(...Имя одного из ученых, внесших большой вклад в изучение стресса - Ганс Селье, автора книги "Стресс без дистресса". В книге можно почитать подробнее про все эти понятия.)
Обычный стресс, имеющий негативную оценку в обществе, связан с реакциями организма другого типа. Если человек раздражен, агрессивен, если на него наваливаются проблемы со всех сторон... Если человек в растерянности, не знает, чем заниматься, за что хвататься... Такой стресс называется патологическим. И это - вредное состояние.
В основе патологического стресса лежит механизм отказа от поиска. Состояние, в котором человек пытался в прошлом решать заботящую его важную проблему. Например, подготовка к зачету, экзамену. Но в силу каких-то причин, он сдался, зашел в бесконечный тупик. Отказался от достижения цели.
В состоянии физиологического стресса человек порождает
решения. Творит. Собирает из элементарных кирпичиков нечто
большее, чем их сумма. Делает нечто из ничего. Причем зачастую рождает решения задач лавинообразно. Ему становятся доступны все более и более высокие вершины...
Возникает то, что называется "положительная обратная связь". Чем больше сделано, тем меньше усталость, тем радостнее. Чем больше работаешь над проблемой, тем более сильным становится ум, развитее мозг. Чем дольше работаешь, тем лучше себя чувствуешь.
В состоянии патологического стресса реакции противоположные.
... Поэтому один из советов ученикам, студентам - стараться находиться в состоянии постоянной поисковой активности. В состоянии радости от новой задачи, от маленьких успехов, ведущих, ступенька за ступенькой, к большим достижениям, к истинному мастерству.
1.3. Как перейти от скуки и лени к Поиску.
Если же случайно произошел провал, если ученик, студент скатился в состояние скуки... Если у него ощущение провала, безнадежности любой подготовки, ... то надо первым делом попытаться выйти из патологического стресса! Снова начать поисковую активность.
Технически это примерно так. (Внимание. Это - лишь рекомендация для студентов. Мне кажется, что для взрослых она применима безболезненно. Для школьников же, особенно со слабым здоровьем, нужно проводить дополнительное исследование, чтобы рекомендовать. Школьникам надо аккуратно следить за тем, чтобы усталость не накапливалась и не перешла в хроническую).
В состоянии скуки и лени, при висящей важной проблеме, попробуйте дать себе задание заниматься не интересным, но важным предметом шесть часов подряд. То есть, дайте себе задание - не прочитать весь учебник за день, не решить 200 задач за раз, а выберите цель намного меньшую. Просто - провести 6 часов подряд за столом, размышляя только над проблемой. Критерий успеха в задаче - не количество понятых параграфов. А время, проведенное над проблемой.
Цель - постараться настроить голову на мысли в данном русле. На работу в данном направлении. На практике же, даже через 2-3 часа вы вспомните, как же это здорово - заниматься физикой, (химией, биологией, и т.д.)! Какую радость это приносило вам в прошлом, и даст предвкушение новых открытий в ближайшем будущем!
Такое состояние будет означать, что вы вернули доминанту на обучение данному предмету. Что вы готовы теперь начинать работать, ставить более интересные задачи перед собою!
... Механизм сбивания, смены доминанты, работает во всех направлениях. И это тоже надо помнить. После работы, учебы, Вы захотите расслабиться. Займетесь развлечениями. Если карусель развлечений закрутит Вас, и Вы будете бездумно веселиться часами, то можно случайно переключиться. Направить доминанту на это легкое занятие. А потом придется входить в работу снова...
Поэтому бездумный отдых нужно планировать правильно. И правильно совмещать с работой. А лучше и во время отдыха находиться в состоянии поисковой активности!
Потому что, творчество - это норма жизни!
2. Энергетика творчества
Раздел прекрасно иллюстрируется диаграммой. (Однако сейчас мне не очень ясно, что это за диаграмма... ...Откуда она была взята? Верна ли она? О чем она? Пишу как помнится.)

Диаграмма: Энергетический спектр млекопитающих.
Отложим по оси х - млекопитающих. Первым пусть идет мышка, далее кошка, собака, ..., слон.
По оси у отложим энергообмен, поделенный на массу (Этот пункт, быть может и не верен, может быть "у" - это энергообмен внутри мозга? Но как тогда его измерили?).
Мышка - маленькая и слабая, может поднять лишь несколько колосков. Слон - большой и сильный, даже бревно поднимет. Но если поделить затраты энергии на массу, то окажется, что по оси у точки лягут примерно на одинаковом уровне.
Т.е. собака и лиса, заяц и обезьяна, - все окажутся примерно на одном уровне по оси у! И мышка, и слон - там же. Кто-то - чуть выше, кто-то - чуть ниже. Но разница не слишком велика.
Но... Но есть одно исключение. Аномалия! Это - Человек! Homo Sapiens!Для него координата у будет в 4 раза выше!

Диаграмма: Esse Homo (См. комментарий о ее правильности...)
Куда же идут эти 300 лишних процентов энергозатрат? В чем кардинально отличаемся мы от братьев наших меньших?
Творчеством!
3. Созидание. Нового. Для самого человека.
3.1. Порядок из хаоса.
Голова работает постоянно. Поток мыслей не остановить. Человек находится в состоянии постоянной поисковой активности. В состоянии постоянного процесса сотворения "нечто из ничего", в состоянии творчества! Стандарт, каноны и выверенные пути угнетают Человека.
... Из элементарных блоков известного ранее, человек конструирует новое. А как же может сумма частей быть больше целого?
Да просто! Возьмите кучу кирпичей. Эту кучу можно раскидать ровным слоем по земле. Можно раздробить каждый кирпич на мелкие кусочки. А можно построить здание!
Причем построить можно и угрюмую тюрьму-куб без окон, без дверей. И построить великолепный, парящий над землею, храм. Из одних и тех же кирпичей можно построить разные здания! И типовые, и уникальные.
Целое - здание, становится больше суммы составных - набора кирпичей и цемента. В результате процесса построения, возведения здания, получено новое качество. Родилось нечто! Из ничего. Это - творчество!Это - "порядок из хаоса".
Также и из пустого сора может родиться совершенно необычная конструкция. Из хаотического теплового движения молекул масла на сковородке рождаются шестиугольные ячейки Бернара. Было что-то простое, однородное.... Родилось - упорядоченное, сложное, красивое, элегантное... Хрупкое, функциональное.
Вот на эту-то деятельность, на созидание, на построение новых структур внутри головы и тратятся "лишние" проценты энергии! Обязаны тратиться, иначе энергия начнет выводиться другим путем - через болезни, через агрессию.
3.2. Умереть со скуки?...
Опыты в данном направлении ставились на крысах. Крысы очень близки к человеку по строению мозга, по высокой поисковой активности.
Крыс запирали на пустом островке и лишали поисковой активности. Не давали им задач, внешних раздражителей. Не давали ничего, кроме еды.
Побегав немножко, крысы начинали впадать в полусонное состояние. В состояние "лени и апатии". После этого ученые изучали их внутренние органы. И находили букеты болезней! При всем при том, что в другой, обычной группе, такие же крысы были здоровы, веселы...
Человек - не крыса. Он может начать строить мысли внутри себя. Задавать себе вопросы. Но и для человека постоянная трата энергии на решение задач крайне необходима!
Как часто должен человек решать задачи?
4. Шести-минутный цикл поисковой активности
Человек должен в среднем решать одну творческую задачу каждые шесть минут!
Только при таком ритме смены эмоций, возникающих из познания мира, человеку интересно жить. Каждые Шесть Минут.
Этот вопрос вроде бы и изучали Л.Е. Попов с его коллегами. И закон про шесть минут, насколько я понимаю, - одно из их достижений.
Как изучали, откуда на кафедре высшей математики они брали аппаратуру? - совершенно сейчас мне непонятно.
Но тогда интернет был не развит. Найти в библиотеке книжку по психологии, по популярному объяснению физиологии мозга, было трудно. Физикам - тем более. ... Мы верили, что нам говорят правду. Надеюсь, что это так.
4.1. Что такое "задача"?
... Получив задачу, человек пытается ее решить. Не всякая строчка в учебнике является задачей! Огромное количество задач, почти все - НЕ строчки из учебника!
Задача - это нечто, что мы хотим достичь, нечто важное для нас.
Например, для "плохого" ученика, доминанта которого находится в другой области, которому не нравится предмет, сами строчки из учебника могут не быть задачей. "Найти решение" может быть ему совершенно неважным. Это не его задача. Его настоящая задача, например, - получить хорошую оценку, чтобы его не ругали, чтобы сдать зачет и т.д. Тогда он и решать начнет задачу получения оценок, а вовсе не задачу, которая сформулирована в учебнике...
Задача становится Задачей, когда человеку крайней важен ответ. Когда он хочет решить именно ее! Когда его доминанта направлена в данном направлении! И - зачастую, когда время на решение задачи ограничено.
4.2. "Старых задач" не бывает.
Задача становится задачей тогда, когда ответ не известен! Мозг сканирует свои подразделы, пытаясь сразу выдать и вспомнить ответ. (Здесь был краткий рассказ про движения глаз и разные типы мышления, образное, основанное на слухе, на осязании. Про важность для интуитивных решений развития образного типа мышления. Что можно рисовать формулы, для лучшего запоминания, например.).
Если мозг нашел и "вспомнил" нужное решение, то значит, что это была не задача! Это была решенная задача! Старая. Не творческая. (Если с удовольствием повторяет старой задачи, значит еще не все моменты в решении поняты.)
Не найдя решения задачи, мозг начинает работу над построением. Рождением решения.
Эта фаза, из-за того, что ответ важен, а время уходит, сопровождается переходом эмоций в негативную область. По-простому, человеку становится неприятно, что он не может найти решение. Где-то в глубине, но есть негативное чувство. Человек хочет решить, но задача не решается. Не понятно как ее решить.
В мозге нет еще нужных связей между старыми блоками уже решенных задач. Нейроны, это клетки мозга, еще не соединены в нужной уникальной последовательности, позволяющей просто "вспомнить" ответ.
4.3. Увеличение количества "извилин".
Ответ должен родиться, создаться. ... С точки зрения физиологии мозга, должны произойти также какие-то изменения и в структуре самого мозга. (Скорее всего, это нуждается в тщательной и независимой проверке). Грубо говоря в голове не хватает мостика между нейронами, который бы позволил сказать - вот решение!
На доске при этом были начерчены схемы мозга, нейроны, дендриты, синапсы. То, чего я не понимаю. Может быть какая-то такая схемка имелась в виду, уже не помню.

Схема: Нейрон. Наивно: уникальные микропроцессоры в нашей голове, связанные в "сеть". Не знаю подробностей , не было возможности изучить все на нормальном уровне. Идея: развивайте сети!
Важным было утверждение: "мозг не есть нечто застывшее". Мозг развивается! Растет! Вернее, растут связи между различными "микропроцессорами" мозга. Растут, усложняются связи между нейронами! У творчески мыслящего человека постоянно добавляются новые и новые связи. (Извилины, как мы говорим).
5. Ага-переживание. Молчание творца.
В какой-то момент, примерно минуты через 2-4, человек понимает, что задача решена! Понимает, что решение он уже нашел! Эта важная точка называется ага-переживание.

Схема: Ага-переживание. Взрыв положительных эмоций во время 6 минутного цикла поисковой активности.
В этот момент недостающая для решения связь между нейронами уже построена. Дана команда о том, что задача решена. Но, как ни странно, если спросить человека, в чем состоит решение, то он не ответит! Решение нашлось, но оно еще не сформулировано словами!
... Другими словами, решение не вербализовано. В этот момент в мозг поступают другие ферменты, которые скачкообразно меняют эмоции на положительные. Человек творческий при этом эмоционально выходит на самый пик счастья решения задачи. Он - победитель! Он решил задачу!
Не только мозг, но и все тело реагирует на эту очередную победу разума над хаосом. Если человек прохаживался, то он может застыть. Если он жестикулировал, то его рука может замереть в неестественном положении.
Не вспугнуть решение и дать ему сформулироваться помогает естественное расслабление определенных мышц лица. При этом расслаблении челюсть "отваливается" вниз. И обычными, легко произносимыми словами в таком положении мышц являются: "Ага!", "Так-так-так" (очень быстро), "Гммм". Спина выпрямляется, грудная клетка расширяется. Это - точка триумфа. Точка ага-переживания.
Не сбивайте творцу мысль! Если Вы отвлекаете его в этот момент, начнете давать наводящие вопросы, а то и накричите, ... Решение может уйти, и человек его не осознает!
6. Триумф Победы
Далее наступает фаза снижения пика положительных эмоций. Медленнее, чем падали отрицательные, но положительный эффект тоже со временем сводится к нейтральной реакции.
Цикл заканчивается, чтобы в скором времени повториться! Весь цикл поисковой активности занимает примерно 6 минут!
Закон 6 минут выполняется примерно. Фаза положительных эмоций, в которой происходит формулировка решения в виде слов, в которой ученик ощущает себя триумфатором, может, например, продлиться до десятка минут и более.
Так как в это время может начаться взрыв решений старых нерешенных , но записанных в голове задач. Мозг только что получил недостающее звено для решения, прошелся по старым задачкам, посмотрел на них слева, справа, и ... пошла лавина, понимание этих связанных задач! Что именно надо было делать в прошлых задачах, как именно их решить!
Но в среднем - шесть минут.
7. Следствия из закона шести минут
Следствия из закона - разные. Не все из низ обоснованы. Но часть кажется вполне разумной. И - проверенной на практике. Слушателями.
7.1 Занятия в школе и вузе
Закон цикличности поисковой активности нужно учитывать в занятиях. Давая задание, учитель должен понимать - пошел процесс мысли, процесс творчества!
Нельзя беспрерывно говорить, давать бесконечные пояснения, создавая те или иные шумы, мешающие концентрации мысли.
Учитель должен стараться строить занятие так, чтобы загружать учащихся (решаемыми на их уровне) задачами примерно с интервалами в 6 минут. В ТИСИ проводились экспериментальные занятия, во время которых студенты по новой методике брали несколько десятков интегралов за занятие. В идеале ученики должны быть в процессе творчества, в процессе создания новых решений, постоянно!...
7.2. О важности "телепатии" для учителя.
Момент ага-переживания сопровождается настолько характерными признаками, что чуткий собеседник практически всегда интуитивно реагирует на это. Как правило, мы, ловя такой момент у другого человека, реагируем с большой деликатностью - сами замолкаем, сами с напряжением ждем, когда взгляд, направленный "в бесконечность", станет осмысленным и потекут быстрые слова решения.
В частности, многие учителя знают о явлении, когда группа студентов, учеников, решая в классе задачку, буквально втягивают в волну радости творчества других слушателей, у которых голова начинает работать. По классу идет волна...
Понимание идет с полуслова, идет без слов. Это - одно из проявлений невербального общения. Общения, коммуникации без слов.
Учитель в этом смысле просто обязан владеть "телепатией". Без слов понимать, что происходит в голове у ученика. Дать ученику достаточное время на осознание решения, на само решение, на его вербальную, словесную формулировку. Иногда и подсказка, сделанная не вовремя, не ведет к решению...
Также необходимо обращать внимание на тех ребят, у кого не видны признаки продуктивного, творческого мышления на том или ином уроке. Скука, отвлечение на другие занятия, еще большая нелюбовь к предмету - таков будет результат для таких учеников. И к таким ученикам нужен свой подход, суметь зажечь их, дать им надежду на творчество. На радость обучения.
Учитель, поэтому, сам в первую очередь обязан быть - Творцом.
7.2 Поисковая активность. Искусство, кино и театр
Так как задача - это не только строчка из учебника, то закон шести минут может применяться и во многих других областях, где происходит творческое осмысление. Практически во всех, на самом деле.
Талантливые фильмы, спектакли, учитывают этот закон. Сцены, новые сюжетные линии меняются в таких постановках с правильной периодичностью порядка 6 минут!
А если быстрее? Если каждые 2-3 минуты, то мозг человека не успевает решить задачу построения картины событий, как ему уже предлагается начать решать новую. Возникает ощущение сумбура. Ощущение мельтешения в кадре и беспорядка, в котором не видно идеи, мысли.
Если же сцены, паузы затягиваются до 10-15 минут..., то возникает ощущение скуки и пустоты. Фильм становится "не о чем". Тягомотиной, застывшей картинкой. Зритель начинает решать свои задачи, чтобы чем-то занять мозг, чтобы заполнить возникшую пустоту.
7.3 Ограниченная радость потребления
Из закона шести минут выходит и проблема творчества и поисковой активности при потреблении...
... Человек копил на автомобиль годами. И вот пришел заветный момент, он получил ключи, сел за руль (решил задачу)! Сколько времени покупатель будет радоваться новой вещи? Сколько времени он будет радоваться достижению своих целей?
Закон неумолим - 6 минут, не больше! Дальше человек может начать радоваться красивому цвету машины, мощности мотора и плавности хода. Тому, что еще в новой вещи хорошего. Но и эти радости ограничены!
Самому решению, что задача решена, он будет радоваться очень короткий промежуток - не годы! Так что гораздо больше радости ему принесет скорее не сам факт покупки, а те его промежуточные решения, те задачи, которые он совершал все эти годы для окончательного владения вещью!
7.4. Иметь или быть. Универсальность потребительства
... Что касается вопроса потребления и творчества, то он был подробно изучен в книжке Эриха Фромма "Иметь или быть". Представители творческих профессий могут удивиться, как разнообразны формы потребления даже в их деятельности.
Возьмем обучение. ... Можно ли учиться в школе, институте и при этом быть не творцом (по Фромму), а потребителем? Оказывается - можно!
Если в приоритетах человека основным ставится не приобретение знаний, не решение новых задач, а накопление корочек, побед, дипломов, уважения, то ученик, студент, будет удивительно сложными, сильными методами решать именно эти задачи! Будет тренировать и совершенствовать свой мозг именно в этом направлении!
... Даже в обучении можно получать чистую радость лишь от наград. Решать годами задачу увеличения собственного окружения вещей. Когда учебные достижения становятся лишь средством к достижению общественно значимых должностей и медалек.
Но ... получать мастерство, становиться профессионалом, он будет прежде всего в этом деле! Надо правильно расставлять приоритеты и формировать доминанту!
7.5 Не творческой работы не бывает!
Если человек занимается абсолютно не творческим делом. Например, копает яму. ... То он может находиться в состоянии творческой активности! Как мастера, занимающиеся нудной работой это делают? Мы ведь ограничены законом шести минут...
Человек поначалу учится копать. Решает задачу: как держать лопату, как копать, как кидать. Вот он научился.
Но голова не может бездействовать. Она требует новой задачи! Человек начинает придумывать себе новую творческую задачу. Например - как копать эффективнее.
Спрашивает себя: "а что будет, если копнуть глубже, под углом, кинуть землю фигурно"?... ... Или же человек, копая, начнет решать совершенно другие задачи... Думать о родных, о детях, об искусстве.
Даже если работа не называется формально творческой, все зависит от человека, от его отношения к делу!
Закон таков: если человеку его работа нравится, если он работает мастерски, с увлечением, с любовью, то он - находится в процессе творчества, в процессе поисковой активности!
Надо просто присмотреться к такому мастеру внимательнее! Копает лопатой землю? Быть может в это время он ищет в каждой горстке земли кусочек будущего здания. Копает со взглядом архитектора...
Сапожник? Наверное он кладет стежки, забивает гвозди, или еще что-то - с каждым разом все лучше и лучше. Доли миллиметра или доли секунды выигрывает? Чего-то добивается в споре с собой, со своим мастерством?
Какую-то свою задачу достижения совершенства каждый увлеченный человек, любящий свою профессию, которому интересно работать, решает!
Просто мы, глядя на поверхность, не осознаем этого, не видим внутренний мир! Иначе быть не может! Иначе у человека скука и разочарование, ощущение монотонности, серости и обыденности.
И наоборот. Если художник, учитель, поэт скучает, - он вне зоны творчества!
7.5 Волейбол. Тренировка для мозга.
Задача должна быть новой... И поэтому одна из самых развивающих интеллект игр ... волейбол. Обычный дворовый волейбол!
Дело в том, что мяч на игрока каждый раз летит с иной скоростью. Каждый раз под другим углом. В считанные мгновения надо отразить мяч, да еще и под правильным углом.
Работают, конечно, пальцы. Но пальцы сильно представлены в мозгу. Работает, решает задачи - мозг!
Раз работает, раз побеждает, то он растет, развивается, учится решать задачи - снова и снова! Ступенька за ступенькой!
Все новые и новые связи возникают внутри нашей головы. Все умнее и умнее мы в целом становимся! Все больше за нашими плечами становится запас решенных задач, которые потом понадобятся в других нестандартных ситуациях.
7.6 Прогулка пешком или же на велосипеде?
Гуляя, человек не оставляет свою голову в домашнем шкафу. Просто гуляя, человек постоянно анализирует, наблюдает, составляет картинку мира - листок с дерева, травинка, прохожие.
Все может явиться предметом поисковой активности, предметом размышлений, явных и неявных, осознанных или неосознанных! ... Человек обязан решать задачи и он их решает! Решив, прикидывает старые проблемы - а вдруг можно сделать так? Нет? Посмотрим на птиц, на ветки... А вдруг - вот так?
Иначе ему скучно! Даже гулять! И тут становится важным скорость, с которой подаются впечатления, с которой делаются решения.
Размышления в поезде, на велосипедной поездке, при прогулки пешком - об окружающем мире, просто наблюдение за миром, происходят с разной скоростью. Кто-то концентрируется вблизи. Ему лучше пешком. Кто-то смотрит вдаль.
8. Как решать ... в принципе нерешаемое.
Мы тренируем свой мозг на учебных задачках. Но рано или поздно, на переднем крае своей деятельности, мы встречаем задачи, для решения которых не хватает данных. Которые не должны решаться...
8.1. Интуиция.
... Либо мы изобретаем обходные пути, добавляем кирпичики познанного, чтобы дотянуться до цели. Смотрим на нее с разных сторон, ставим строительные леса, чтобы добраться до вершины.
... Либо же пытаемся преодолеть пропасть незнания сегодня, сейчас - рывком, прыжком! В таких случаях решение приводится в действие с помощью непонятного нам механизма, в котором в работе участвует исключительно весь мозг, а не какие-то его отдельные разделы.
Решение такого рода формируются полностью на основании интуиции! Весь мозг! Значит здесь важны и волейбол и производные, и законы физики и картины великих художников.
... Это наиболее сложные задачи и наиболее красивые решения! Как именно устроен процесс интуитивного познания мира? Какие законы им управляют? В настоящее время не очень понятно. Но ясно, что тренированный мозг готов и к решению интуитивных задач лучше!
8.2. Спроси совета женщины и ...
В связи с этим, напомним про диаграмму животных и энергообмена. Помните точку Человека?
Так вот, есть еще на диаграмме точка, которая расположена еще выше точки Homo Sapiens!
Примерно на 10-15 процентов выше!
Кто это???? Нет, это не орангутанги. Нет, не дельфины. Не инопланетяне.
Это - женщина!
(Аудитория тогда ахнула..., но в общем-то никто из девчат не покоробился, так как звучал сей пассаж вдохновенно, поэтически...)
Не очень ясно, куда уходит избыток 10-15 процентов... ... Но замечено, что зачастую интуитивное мышление у женщин развито сильнее, чем у мужчин.
Поэтому в ситуации, когда у молодых людей заведомо не хватает данных для решения задачи, им можно рекомендовать посоветоваться, спросить подругу, жену!
У самого Попова, была ситуация нелегкого выбора. Несколько лет до этого, он выбирал, чем лучше ему заниматься в науке. Была задачка, которую он планировал решить за год, была - наверное решаемая за 5 лет. А была - нерешаемая на его взгляд.
Получив совет жены заняться именно изучением проблемы из физиологии мозга, он последовал совету. И невероятно рад этому - ведь решил! Не потратил время на ерунду!
Логики в ответе жены Леонида Евгеньевича не было. Вернее, логика была, но какая-то такая: "займись тем, что никогда не решишь, может станешь сидеть дома с внуками, успокоишься под старость лет".
И вот он решил, нашел то, что хотел. Следуя нелогичному, но, как оказалось, интуитивно верному решению... И другим советует.
9. Закон 7-9.
Да, не все задачи решаются за 6 минут! Что делать с по-настоящему сложными задачами?
Согласно закону психологии, в голове у среднего человека
одновременно хранится примерно 7-9 объектов!
Он может внимательно следить за примерно 7-9 объектами. Может оперировать только таким количеством.
Как легко проверить этот закон? Посмотрите, что происходит при встрече большого количества людей, разговаривающих друг с другом в кружке.
... Стоят 6 человек и ведут разговор на общую тему. Высказываются. Подходит 7-ой собеседник. Включается в разговор. Снова разговор течет и участвуют в нем все. На приходе восьмого, скорее всего общий разговор разрушится!
Мозг человека не способен следить за всеми собеседниками сразу. Поэтому, может быть образуются несколько линий разговора. Часть людей начнет говорить между собой. Другая часть - между собою. Возможно, что группа расколется на мелкие подгруппы. А зачастую приход "лишнего" человека приводит к тому, что кто-то из старой группы выключается из разговора. Замолкает и больше не участвует в дискуссии. Закон 7-9!
10. Вверх по лестнице
Что же делает человек, решая задачу, когда надо владеть заведомо больше чем 7-9 предпосылками для решения задачи?
Он делит задачу на блоки! Берет 3, 4, ..., 7 задачек, которые связаны между собою. Потом решает решает их. Каждую.
Понимает их со всех сторон. Например, учит наизусть аксиомы геометрии. Изучает связи между ними. После этого, складывает их в блок. Повторяет то же самое с другой группой понятий. Складывает их в другой блок. И так далее.
На следующем этапе, человек, знающий содержимым внутри блока, начинает мыслить уже в терминах этих блоков. Которых он может удержать в голове снова 7-9! Если задача крупная, то таких блоков может понадобиться несколько уровней.
... Решается же каждая задача все равно шаг за шагом. Ступенька за ступенькой. В соответствии с законом шести минут!
10. Сверхзадача. И ... лист ватмана.
(этот пункт, вроде бы никто из моих знакомых не проверял на практике)
В связи с трудными задачами, давайте рассмотрим пример сверхзадачи. Задачи на годы, а может быть - задачу жизни. Очень трудно, но очень полезно в юном возрасте попытаться ее сформулировать для себя. Попытаться понять свою большую цель.
Закончить школу. Университет. Стать хорошим специалистом. Выучить язык, физику, математику. Может - и не узкую. Можно сформулировать "миссию" человека шире - учесть и социальные роли. Сын, дочь, друг, специалист, честный человек, справедливый человек, добрый человек.
В молодости составление такой схемы, визуализация расстановки приоритетов, создание символов для доминанты, создание жизненных целей, настолько важны, что некоторые советуют потратить на эту задачу даже месяцы.
... В конце концов это окупится эффективностью дальнейшего решения!Потому что задача ... тогда немедленно загрузится в подсознание! И начнет решаться.
... На нее нацелится доминанта! Вместо хаотического движения получится движение в определенном направлении!
... Микро-прыжки влево-вправо, вверх, вниз, но общий вектор скорости будет задан. С каждым шагом можно будет сравнивать, движетесь ли Вы в правильном направлении.
... При этом важно понимать, что для того, чтобы подсознание начало решать задачу, очень желательна цель, пути достижения нарисовать.
Потому что лучше один раз увидеть... Потому что это - пища для вашей интуиции. А она работает образами.
Поэтому вот такой совет.
Берете в магазине кусок ватмана. (Ватман - это плотная бумага большого размера, метр на метр, из чего мы стенгазеты делаем)
Вверху рисуете прямоугольник. Пишите в него основную цель. Например, стать достойным человеком. Или - что вы сами сформулировали.
Чтобы ее решить, на уровень ниже пишете большие подзадачи. Какие Вы считаете для себя необходимыми. Учеба, работа, развитие себя как личности, семья, семейные отношения, интеллект и т.д. Под каждым из блоков - свои подзадачи. Все это соединяете стрелками, что от чего зависит. Что из чего вытекает. Что с чем связано.
В самом низу куска ватмана надо поставить цели сегодняшнего вашего дня! Задачи, которые Вы можете решать уже сейчас: начать читать книгу. Выучить параграф учебника. Помочь маме с уборкой в квартире...
... Выполнив частную мелкую задачу, вы ее отмечаете, закрашиваете, оглядываете поле своей деятельности снова. Работаете дальше.
... Взрослея, меняя приоритеты, Вы будете менять схему. Быть может - выбросите.
... Сформулировав цель и пути ее достижения, Вы обнаружите, что куски задач будут решаться сами по себе! Вы сделали задачу слева, а автоматически решилась задача справа! Или же, что часть задач стала не важной, и не нужно их решать.
Такие качества, как воспитание себя как личности, выдавливание из себя раба, тяжело вкладывать в какие-либо схемы. В сфере милосердия методы вербализации работают не так эффективно.
Но задачи научные и учебные довольно эффективно контролировать с помощью такой техники. Ваше подсознание будет думать над основной задачей все время!
Не известно, что Вы сможете заполнять свою схему каждый раз. Может быть, Вы ее выкинете, едва составив! Но Вы ее загрузите в голову, дав задачу мозгу: "думай", как ее выполнить!
Помните, как Эйнштейн объяснял, почему все люди любят рубить дрова. "Сразу виден результат!". Горка дров растет и растет.
Ступенька за ступенькой - к большой цели! Сумейте увидеть, что Вы к ней все-таки движетесь, и Вам будет легче идти! Но путь в тысячу шагов начинается с первого шага. Так что двигайтесь к цели! Сегодня!
11. Творчество и любовь.
Основа любви - творчество! Построение отношений. Увидеть в другом человеке совершенство. Достроить образ другого человека. Мощный стимул к самосовершенствованию.
Любовь настолько прекрасное чувство, настолько сильное творческое чувство, что оно воспламеняет! Дает толчок к лавине достижений, ведет к самым красивым открытиям!
Неразделенная любовь - тоже величайший источник творчества и тоже ведет к решению величайших творческих задач во имя любимого человека.
Разделенная любовь ведет к необходимости начать строить совместную жизнь. Это - очень сложная и очень важная творческая задача! Может быть одна из важнейших в жизни. Рождение новой жизни. Воспитание ребенка. Все это сверх важно!
12. Пять раз, Герман, пять раз...
Здесь, кстати, надо помнить, что обучая ребенка, взрослый зачастую не всегда может встать на его место....
В простой задаче суметь спрыгнуть с табуретки, ребенок может для себя увидеть массу подзадач!
Которые ему надо шлифовать! Раз за разом повторять и обыгрывать свое решение, применять его вновь и вновь. А для воспитателя это может выглядеть как повторение простого ответа - снова и снова.
Великий математик Давид Гильберт "выпуская в свет" своего ученика, великого математика Германа Вейля учил его: Чтобы человек что-то понял, ему надо повторить это пять раз. Для хорошего понимания - пять раз. Вы меня поняли, Герман? Пять раз! Пять раз, Герман, пять раз!
..................................................
К сожалению, лекция была прослушана не пять раз, а всего один... Так что многое оказалось забыто. Помнится только, что закончилась лекция шквалом вопросов. Да и до этого лекция основывалась на ответах на вопросы аудитории, постоянно меняла направление, при неизменном общем "курсе". Поэтому-то и рассказ мой был - из фрагментов.
Лекция о Творчестве до сих пор в моей памяти. К сожалению, пересказать ее именно теми словами, с уникальной интонацией, с уникальными акцентами, в уникальном темпе - невозможно. Написанное выше - лишь отражение. Набор идей. Но иногда и отраженный свет полезен.
Спасибо Вам , Леонид Евгеньевич, за Лекцию! Она поддерживала и направляла по жизни многих людей!
© Svetlana.Pugai Schule 1277
Пояснения по тексту, примечания про возможность неверной интерпретации, про моменты, которые кажутся неверными или необоснованными собраны в пояснениях.