"Отморозки" Кирилла Серебренникова по роману Захара Прилепина "Санькя" в Гоголь-Центре - это сильный, экспрессивный и актуальный спектакль, рассчитанный прежде всего на молодую аудиторию.Предельный аскетизм декораций - знакомые по московским улицам железные заграждения, железно звучащие при постоянном изменении рисунка места действия на сцене. Простая и точная игра молодых актеров, эмоционально переполняющих сценическое пространство и заряжающих энергией зал. Спектакль, ни на минуту не провисающий, интересный в течение двух часов и при этом не столько событийный, сколько размышление и переживание. Ключ к спектаклю - эпизод похорон отца героя, поднимающийся в театре до символа долга перед Родиной, до слез трогающий не только ситуативно, но и в высоком идейном плане. Образ похорон очевидно противостоит образу Кремля как родное, близкое, пережитое и выстраданное каждым из нас противостоит важному, но далекому, умозрительному, условному. Особенно сильно и точно звучат слова героя "Помоги, папа!". Эмоционально поддерживают спектакль повторяемые арии из Вивальди, а неожиданный финал, как будто появившийся тогда, когда спектакль был уже сделан, словами песни (любовь, мечта...) несколько смягчает категоричность общего протестного тона "Отморозков". Главные чувства, рождаемые спектаклем, - это жалость, сочувствие, солидарность по отношению к юным героям книги, перерастающие в уважение к их естественной гражданственности, к их патриотизму. Это не значит, что между мной и героями царит полное совпадение жизненных позиций; между нами, в частности, та прорва лимонов, которые не раз появились на сцене, между нами, конечно, пронзительный лейтмотив спектакля - крик "революция" и кровь, но в основном мы единомышленники. В спектакле много остроумных находок: те же лимоны, рупор, голый зад вначале, обивка гроба и венки, пионерское знамя и пр. Интересно звучание в спектакле слов о здравом смысле, особенно о том, что начинается тогда, когда кончается здравый смысл. Здорово, что на сцене продолжают жить такие важные для каждого из нас проявления человека, как Новый год с его символикой, яблоки, не обезображенные полицейским вмешательством, любовь, семейные и товарищеские отношения, красота обнаженного тела, материнское тепло...
Удивительно, как аскетизм спектакля не мешает полнокровному изображению нашей жизни, ее проблем и ее типажей. Спектакль мощного нравственного, психологического, политического, идейного звучания. Спектакль, исполненный истинного патриотизма, истинного гуманизма, напрочь лишенный декларативности и привычной демагогии.