Уважаемые, вы небольшими "партиями" пойдете на премьеру в театр Вахтангова по роману "Евгений Онегин" в течение марта. Надеюсь, вам будет интересно. Тем не менее хочу сказать несколько слов о спектакле до ваших непосредственных впечатлений. Впрочем, несколько человек уже были сегодня на этом спектакле вместе со мной.
Мне было нестерпимо скучно. Не спасал пушкинский текст, пушкинские стихи, хотя иногда Пушкин прорывался через "режиссерские придумки", и тогда все становилось лучше. Я ни в коем случае не против "современного прочтения" классики, но всегда против вымученного "улучшения" литературного произведения. Еще совсем свежи в памяти потрясающие спектакли по "Евгению Онегину" в театре на Сретенке и в театре Юрия Петровича Любимова. В обоих спектаклях столько Пушкина несмотря на, казалось бы, бесцеремонное обращение с романом! Столько эмоциональной глубины и пушкинского юмора, помноженного на сегодняшнее восприятие! В спектакле Туминаса самым бережным образом сохранен текст, но мало что осталось пушкинского. Тяжеловатый, несколько медлительный юмор вместо пушкинской искрометности, не слишком обаятельные главные герои вместо для всех давно родных пушкинских (исключая, впрочем, Ленского). С юмором вообще серьезные проблемы: крынка то ли с квасом, то ли с чем-то покруче, которую пошловато обыгрывают минут десять, кошмарная игра с диалогом няни и Татьяны (потрясающее решение этой сцены помню в спектакле на Таганке - шедевр остроумия)...Прекрасная музыка не совсем "оттуда" - и романс и вальс очевидно из другой эпохи, что могло бы быть, если бы было оправдано режиссерской мыслью. Единственно, что показалось мне восхитительным, это художественное решение - черное зеркало, отражающее происходящее на сцене, выразительнейшие пластические ансамбли женских персонажей, напоминающие стильные барельефы...
Интересно, что увидите вы. Очень хочу, чтобы кто-то увидел в спектакле нечто замечательное и сообщил мне об этом.