Влияние безотметочного обучения на формирование субъектной позиции учащихся
Зам директора по УВР (начальная школа) школы №1277 Михайлова Г.С.,
Психолог начальной школы №1277 Нестеренко-Костенко И.В.
Обратимся к цитате из статьи А.Б. Воронцова, предоставленной Сетевой образовательной организации «Развивающее образование»: «Почему авторы и специалисты образовательной системы Эльконина-Давыдова настаивают на том, что одним из условий эффективной работы системы в начальной школе является использование «безотметочной системы оценивания» младших школьников?»
Мы исходим из позиции: в учебной деятельности бессмысленно ставить отметки. Если ученик дискуссирует и вместе с другими приходит к какому-то правильному выводу, то отметка никакого значения не имеет. А вот развернутая, качественная оценка того, что делает ребенок, крайне желательна. Но в баллах ее не оформишь… В системе Эльконина-Давыдова проблема оценивания рассматривается в более широком аспекте, в аспекте изменения всей контрольно-оценочной деятельности в образовательном процессе, затрагивающей интересы всех субъектов этого процесса. Изменения в контрольно-оценочной деятельности рассматривается в данной системе как «запускной» механизм в изменении всей системы функционирования школы на всех трех ступенях образования. Не эффективно обсуждать эту проблему в узких рамках только начальной школы, не имея представления о том, как все это будет работать на последующих этапах обучения…
Изменения в контрольно-оценочной деятельности на начальном этапе образования должны быть связаны, прежде всего, в направлении формирования контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников как необходимого условия для формирования учебной самостоятельности подростка (основная школа) и организации собственного учения старшеклассников (старшая школа) по индивидуальным образовательным программам как разновидность профильного обучения в 10-11 классе. В связи с этим, и содержание, организация образовательного процесса в начальной школе необходимо поворачивать в эту сторону, следовательно, отказ от отметки нужен прежде всего не для того, чтобы сохранить здоровье детей, и не для того, что перейти к другой многобалльной шкале оценивания, а для того, что постепенно передать контрольно-оценочные действия в руки детей. Для чего? Для того, чтобы на следующих этапах обучения они использовали эти действия для собственной учебной самостоятельности».
Исходя из слов генерального директора ОИРО, становится понятным, что приоритетной задачей начальной школы является формирование субъектности учащихся, предполагающей становление и развитие учебной самостоятельности.
В первом классе педагог гомеопатично, через включение ребят в различные формы групповой работы, к концу года начинает формироваться умение работы со шкалой самооценивания по двум параметрам: правильность выполнения, аккуратность. За счет чегопроисходит формирование самооценки в первом классе?
Первый этап – обучение детей работе в малой группе. Учащиеся, сидя за одной партой, представляют полученный результат на внутри классное обсуждение, обучаясь подбирать аргументы в пользу своей точки зрения, элементарным презентационным навыкам. Самым сложным моментом в этой работе является развитие критической точки зрения в отношении собственной персоны, умения признавать свои ошибки, исправлять их. Все это приводит к переходу от эмпирического мышления к становлению предпосылок к теоретическому мышлению.
– работа в группе. Учащиеся обучаются слушать и слышать друг друга. Появляются навыки адекватного оценивания друг друга.
Во втором классе к уже упомянутым шкалам, добавляется умение оценивать свою работу в баллах. Учащиеся уже обладают сформированным умением определения области «собственного знания и незнания». Эти умения, положенные на развивающиеся способности к планированию, анализу, рефлексии закрепляются в третьем классе.
В четвертом классе – учащиеся должны перевести умение самооценки на внутренний план, впоследствии чего возникнут контрольно-оценочные действия, совпадающие с оцениванием педагога.
Самооценка учащихся, с которой на каждом возрастном этапе работают педагоги начальной школы, является необходимым условием для такой ведущей способности в развивающем обучении как рефлексия. Именно эта способность является базовой в формировании ученика как субъекта учебной деятельности.
Именно субъектность является необходимым условием для развития учебной самостоятельности, позволяющей учащимся выйти из позиции объекта педагогического воздействия и стать полноценным участником образовательного процесса. Это стимулирует познавательную мотивацию и сохраняет интерес на протяжении всей средней школы.
2011 © Михайлова Г.С., Нестеренко-Костенко И.В., ГОУ СОШ №1277