В статье известного журнала Русский Newsweek от 31.11.2009 ее автор Дарина Шевченко рассматривает проблему оценивания знаний в современной российской системе образования.
В частности, в заключительном разделе рассказывается об опыте работы нашей школы 1277 по безотметочной системе, приводятся пояснения и высказывания директора школы № 1277 Васильевой Н.С. и учителя начальной школы Рыбиной Н.Н.
«НА ВСЕ 100
Московская школа с углубленным изучением иностранных языков №1277 пошла еще дальше. Директор Наталья Васильева называет свою систему обучения безотметочной. Васильева считает, что оценка в традиционном понимании этого слова - зло. Потому что учиться нужно не за конфетку, а с четким пониманием, что тебе даст это обучение.
До седьмого класса оценок в 1277-й не ставят вообще. В седьмом работают по стобалльной шкале. А в старших классах - классическая пятибалльная система. «Но к тому времени дети уже привыкают работать не за оценку, у них уже правильная мотивация сформирована, - объясняет Васильева. - Таких понятий, как “хорошист”, “отличник” или “двоечник”, у нас вообще нет».
В начальных классах дети оценивают свою работу сами: отмечают на нарисованной на полях тетради шкале, на каком уровне они находятся. Учитель может прокомментировать, соответствует ли оценка учащегося реальному положению дел. «От оценок в школе успешная профессиональная деятельность ребенка в будущем не зависит, - говорит Наталья Васильева. - А вот от адекватной самооценки зависит очень многое». Первоклассницы, которые в коридоре ждут начала урока, на вопрос «как вы учитесь?» хором отвечают: «Очень хорошо!»
«У нас каждый ребенок уверен, что он прекрасно учится. Мы, учителя, знаем, каково реальное положение дел, но решаем проблемы без помощи колов и записей красным цветом в дневниках, - объясняет учительница первых классов Надежда Рыбина. - Вы у нас детей, сошедших с картины “Опять двойка”, не встретите».
Семиклассник Никита получил по литературе 79 баллов. «Баллы - это ерунда. Мне по выражению лица учителя видно, как он оценивает мой ответ», - говорит Никита. В общем, дети и преподаватели довольны. По словам директора, единственная проблема - некоторые родители. «Мама одной из наших учениц просто требовала, чтобы мы ее дочери ставили отметки: никак она не могла смириться, что не может хвастаться дочкиными пятерками, - рассказывает Васильева. - В конце концов, перевела ее в другую школу».
Родители, которые ждут своих первоклассников около входа в школу, таких мам не понимают. «Мой ребенок уникальный, и я не хочу, чтобы на него вешали сомнительные ярлыки - “троечник» или “хорошист”. Устарело это все», - говорит Ирина Ермолаева, мама первоклассника. Ирина считает, что школьную систему оценок давно пора реформировать в корне. «Всем известно, что школьные отметки не отражают уровня интеллекта ребенка и никаким образом не влияют на профессиональную успешность в будущем», - считает она. Мини-опрос среди сотрудников журнала «Русский Newsweek» показал, что троечников-двоечников и хорошистов-отличников в редакции примерно поровну. А журналисты хорошие все...
»
Дарина Шевченко@runewsweek.ru (полный текст статьи здесь) © "Русский Newsweek"