учитель физики школы №1277
заместитель директора по ВР
Пугай Светлана Леонидовна
2010-й год в России объявлен Годом Учителя. Чем отличается он от других?
Ответ у всех свой. Я же хочу задать в этот год сама себе некоторые вопросы. И попытаться на них ответить.
С детьми я работаю 25 лет; в нашей школе №1277 - первый год.
За плечами многоплановый педагогический опыт: работа с детьми в дошкольных учреждениях, работа с детьми-сиротами в детском доме, работа с трудными детьми, работа в интернате с детьми, требующими особой коррекции в поведении, домашнее обучение детей по российской программе (1-6 классы), находясь за границей; работа учителем физики в школе, большой опыт работы внеклассной работы с детьми разного возраста...
Все ли профессиональные высоты взяты? Есть ли куда расти? Несомненно! Хочется наращивать мастерство в выбранной профессии, хочется стать настоящим мастером своего дела.
Я закончила 10 классов средней Боровской школы №7 с одной четверкой, две кафедры физического факультета Томского Государственного Университета им. Куйбышева "Педагогика" и "Оптика и спектроскопия". В моей профессиональной копилке - корочки многих курсов повышения квалификации:языковые курсы, компьютерные, профессиональные.
Но это ли главное в моей профессии для меня? Получение очередного диплома или свидетельства, подтверждающего мою квалификацию или очередной открытый урок или КМО? Нет, совсем не это. Отвечаю на вопрос, который я задаю сама себе. Совсем не это! Главное для меня в моей профессии - другое. Главное - то, что всегда при мне, со мной. То, чему не грозит ни огонь, ни вода, ни чужое, не совпадающее с моим, мнение.
Мое педагогическое кредо
Кредо - нескл.; ср..(книжн.) - чьи-то убеждения, мировоззрение.
(словарь Ожегова)
1. Маяки на моем пути
Человек в Пути. Как важны для него маяки по жизни! В моей педагогической практике три маяка. И у каждого из них свое имя.
Первые два носят имена моих родителей: Лев Николаевич и Мария Александровна Коноваловы; имя третьего маяка: Ирина Константиновна Малеванная, так звали мою первую учительницу.
Свет этих маяков не загасить для меня никому и ничему.
... Я была уже в разумном возрасте (сколько лет мне было точно, не берусь сказать), как однажды мама вдруг тихим и спокойным голосом обратилась ко мне: "Ты, может, и не хотела, Света, а причинила сейчас такой хрупкой красоте боль! Теперь ему так и жить с раненной ножкой и никогда больше ему не суждено, как прежде, красиво раскрыться и цвести, радуя своей красотой всех нас . Тебе не жаль его?" Разговор шел о цветке, который я хотела сорвать, но после долгих, безуспешных попыток оторвать цветок от стебля, так и не смогла это сделать, после чего я быстро и легко переключилась на что-то другое. Но мама вернула меня к происшедшему событию. Вернула тихой и спокойной фразой, которая засела в мою детскую головушку, как заноза.
Фраза эта долго не давала мне покоя. Что бы я ни делала потом в детстве, в юности и уже в зрелом возрасте, я помнила ее; ее и мамин наказ, данный мне в тот день.
"Помни, все живое может испытывать боль... Я хочу, чтобы ты защищала жизнь. Исковеркать чью-то жизнь так легко, подчас даже совсем не желая этого... А воротить события назад уже нельзя."
Последние фразы мама проговорила вслух, по всей видимости, уже не для меня, ибо я таких слов и понять тогда не могла. Но именно они явились хребтом - крепким остовом всей моей педагогической практики и, вообще, стержнем моих отношений с людьми.
В последующие дни, стоило мне пройти мимо раненного мною цветка,
который продолжал жить с поникшей, еще вчера радовавшей всех красотой головушкой, как на меня начинали накатывать волны стыда за совершенное... Пожалуй, после этого события я стала задумываться и размышлять по поводу живого и жизни по мере моего взросления все чаще и чаще.
... По траве за мячом побегу, травинке будет больно. Она - живая.
... Лошадку люди хлещут кнутом, она бежит быстрее, но ей больно.
... Ваня заслужил хорошего кулака за свои слова, но не ударю я его.
... Можно ответить Ольге Петровне по-злому, на языке, на котором она с нами говорит, но не отвечу. Сердце ее не буду ранить злым словом...
... Петров Максим - "герой" урока, из кожи лезет вон, бравадится парень перед сверстниками. И десять, и двадцать замечаний не приносят ожидаемого результата. В глазах - злость, насмешка, вызов. Выгнать с урока? Унизить, поставив на место "героя"? Пара пустяков! Но - стоп! Парня нельзя оскорбить, надо быть мудрее. Терплю. Урок, два, пятнадцать уроков. Конец учебного года, Максим - становится моей
правой рукой в классе. В его глазах - интерес к предмету, дружелюбный взгляд.
Не ранила!
Не причинила боль живому.
Будем жить! Жизнь продолжается!
Завет матери. Наказ матери. Самое лучшее наследство.
Спасибо, мама, ты подарила мне настоящее сокровище.
Мне с ним легко идти по жизни.
... Ирина Константиновна Малеванная. Нас у нее было около 40! Сорок ничему не обученных (по современным запросам начальной школы) первоклашек. Что мы творили на переменах! Да и на уроках многим хотелось повеселиться, поболтать.
Своим примером доброты, и только, в абсолютном смысле этого слова, пожилая, уже тогда, наша Ирина Константиновна у-тихо-мир-ивала бури... Бури наших эмоций, желаний, порывов, которые не помогали нам в учебе.
Я не помню ни одного крика, ни одного злого ярлыка, ни одного злого поступка за все годы, которые я знала этого тихого, доброго, мудрого
человека. Ирина Константиновна Малеванная не была педагогом-новатором, не имела звания заслуженного учителя; она была первой, кто открыл для меня мир знаний, научив читать, считать и писать.
Открыв для меня страну знаний, моя первая учительница, позже, на долгие годы стала мне моим другом и вторым человеком в моей жизни после моей мамы. Второй моей мамой. Где бы я ни была, дважды в год, у Ирины Константиновны раздавался мой голос в телефонной трубке, в день ее рождения и на День Учителя. А разве могло быть иначе?..
Равнение - на лучших! Равняюсь на Вас, дорогой моему сердцу , добрый человек!
... Папа. Вот уже как уже полгода не бьется твое сердце на этой земле. Твое не бьется, а в моем, при воспоминании о тебе, с беспощадной жестокостью веет леденящий холод ночной пустыни... Ты - простой трудяга, работяга. Простой, честный человек, спешащий всем и всегда на помощь, был немногословен по жизни. Но все твои отцовские слова, обращенные ко мне, к твоей дочери, я помню дословно.
Как -то я, в свои пять-шесть лет, профессорским, не меньше, тоном начала, по-стариковски ворча, осуждать кого-то, уже не помню кого, помню лишь твою реакцию на мой суровый "суд"...
...Да, в чужом глазу соринку замечаем, а в своем - бревна не видим..
А ты, дочь моя, в этом человеке хорошего, доброго ничего не заметила? А ты повнимательней погляди!
И все. Скупые строки отцовского гласа? А для меня - компас по жизни.
А помнишь еще, папа, в трудную для меня минуту, в переломный момент моей жизни, когда я принимала решение, как дальше жить, ты, ободряюще подмигнув мне, тихо сказал: "... Не надо бояться пустого кармана, а надо бояться лжи и обмана."
И все. Одно предложение! Но такое емкое и глубокое по смыслу, что, как хороший навигатор, помогает мне не заблудиться, а идти верным курсом всю мою последующую жизнь.
Не буду бояться пустого кармана! Я постараюсь прожить жизнь искренне - без лжи и обмана. На светлую память о тебе, да не ляжет тень от моего имени, дорогой мой папа.
Маяки на моем пути. Пусть ваш свет поможет мне не сбиться с курса, который был задан, на мой взгляд, верно. Спасибо вам за ваш свет и за ваш труд. Быть хорошими родителями и учителями не просто!..
Низкий вам поклон, мои маяки, мои друзья и учителя по жизни. За ваши уроки, данные мне на всю жизнь.
2. Ученики.
Ко всем моим ученикам я стараюсь относиться как к своим детям: беречь их ранимую, не совсем окрепшую психику, беречь их ранимую душу, стараюсь не оскорблять их, чего бы это ни стоило, поддерживать ребят в их добрых начинаниях и в трудную минуту.
Общаясь с ребятами, я стараюсь разглядеть задатки уникальных для каждого из детей, талантов и максимально помочь ребятам нарастить крылья для будущих творческих полетов и творческих побед.
Мой девиз по жизни, в частности, и моей педагогической деятельности:
"Побеждай, любя!"
Когда я устаю, то сама себе твержу: "Не уставай любить людей. Не уставай любить детей. Побеждай, любя!"
Какими я хочу видеть своих учеников в настоящем и будущем? Чего я хочу пожелать свои ученикам?
Для меня, как для матери, самое главное (и я это часто повторяю своим детям, сыну и двум дочерям): "не медальки и ордена, коими вы увешаете свою парадную одежду, став взрослыми, а ваше доброе сердце."
Это я могу сказать и своим ученикам. Быть человеком с добрым сердцем, с сердцем, открытым для боли и радости ближнего, - это не так уж и мало, ребята! А насколько это легко, вы поймете, если захотите...
Мне хотелось бы видеть своих учеников пытливыми, стремящимися к глубине знаний. Творческими людьми.
Идеальный ученик для меня - ученик, задающий интересные, нетривиальные вопросы. Творчески подходящий к любому заданию.
Я так радуюсь, когда удается увлечь ребят, запустив работу их интеллекта на очередной виток развития. Когда на уроке, при обдумывании нового, неизведанного вопроса, буквально ощутимо напряжение "шевелящихся извилин" у учеников, набирающих силу и мощь... Идет работа! Мозг работает! Мы не просто решаем задачи, мы не просто разбираемся в деталях нового для нас физического закона, мы, ступенька за ступенькой, растем! Строим себя как творца нового, учимся покорять неизведанные вершины.
Я люблю радоваться за вас, ребята, радоваться вашим победам!
Мне кажется, что я радуюсь им больше, чем своим.
В будущем я хочу видеть своих учеников успешными, порядочными людьми. Порядочными - в первую очередь.
А еще желаю вам, ребята, найти себя! Найти себя, раскрыть свои таланты. И, как можно быстрее!
продолжение следует...
* Механизмы творчества
* Вызовы современному образованию.
*Ах., это новое поколение!..
*Тебе, мой ученик.