Господа ученики! В апреле у нас с вами возникнет возможность посмотреть замечательный новый спектакль в театре Дмитрия Крымова (режиссер - сын гениального советского театрального режиссера Анатолия Эфроса и Натальи Крымовой, блистательного театрального критика). Спектакль называется "ГОРКИ 10".
Он по-настоящему труден для неопытного зрителя и при этом в высшей степени интересен. Как все спектакли этого режиссера, прежде всего художника, он сделан на основе взаимопроникновения актерского и кукольного театров и, кроме всего прочего, производит незабываемое визуальное впечатление. Мне захотелось предварить ваши впечатления от спектакля неким комментарием к его содержанию, потому что он представляет собой отрывки из нескольких хороших книг советских авторов, которые вы вряд ли прочтете, хотя я и говорил вам о них. Это история инженера Забелина и руководителей Советского государства Ленина и Дзержинского из пьесы Н.Погодина "Кремлевские куранты", это фрагмент из повести Б.Васильева "А зори здесь тихие" о девушках, сражавшихся против фашистов во время Отечественной войны 41 года и погибших в лесу в результате столкновения с врагом. Это сцена из пьесы В.Розова "В поисках радости", в основе которой конфликт в обычной советской семье. И знаменитый эпизод про потерянный старушкой кошелек из знаменитой "Оптимистической трагедии" Вс.Вишневского.
Все эти сюжеты объединены в спектакль очень важной мыслью его создателей, мыслью о том, как страшно, когда во имя идеи гибнет жизнь, живое. И тогда, когда речь идет о высоком подвиге, и тогда, когда речь идет о жертвах во имя создания нового государства, и тогда, когда речь идет о столкновении комфорта с простым человеческим чувством. Главное слово, "открывающее" секрет спектакля, - ЖАЛОСТЬ, которая, по мнению авторов спектакля и моему тоже, важнее всего остального и делает человека человеком. В "Оптимистической трагедии" казнят (бросают за борт) моряка, якобы укравшего кошелек у старушки, а затем так же поступают со старушкой, которая, как выяснилось, просто сама потеряла этот кошелек. Вопрос справедливости...Только ли? Обратите вниманиена то, что вы увидите в театре разные времена истории нашей страны в прошлом веке, да и сегодняшний день тоже.
Подумайте, зачем в спектакле ростовые куклы (известные нам персонажи) и почему в финале (после психологического взрыва Олега, главного героя розовской пьесы) так много стреляют.
О спектакле в целом поговорим позже, но не прозевайте блистательных "находок" в этой постановке, яркого юмора, гротеска и, если что непонятно будет, спросите.