12 марта мы посмотрели премьеру Кирилла Серебренникова по роману Гончарова "Обыкновенная история". Спектакль, как всегда у этого режиссера, неожиданный. Но, к сожалению, во многом предсказуемый, прежде всего в очевидной перегруженности режиссерскими "обогащениями" литературного произведения, которые в одном случае (например, в спектакле "Мертвые души") не противоречат литературной первооснове, но в другом (в "Обыкновенной истории"), по - моему, вступают в кричащее противоречие с книгой. Ощущение, что Гончаров изо всех сил сопротивляется "искусственным", натужным идеям типа "Россия, вперед", "министерства света"с бесконечными играми "в лампочку" вплоть до аллюзии на известное учреждение, где собеседника стимулируют к откровенности бьющим в глаза прямым светом. Производят (на меня во всяком случае) неприятное впечатление режиссерские "подробности", рассчитанные на успех у невзыскательного зрителя, но не искупаемые общей задачей спектакля. Я говорю, например, о сексиграх у Тафаевой, о голом герое, танцующем с ней, о подпевках в течение всего вечера, о придуманных фигурах охранников с собачьими мордами, об основном охраннике - помощнике старшего Адуева и пр. Как ни странно, все это в большей или меньшей степени уже было в спектаклях Серебренникова, радовало, звучало органично и остроумно, точно, а здесь выглядит дешево и поспешно. Не украшает спектакль и начало его, решенное подчеркнуто традиционно (актриса Брагарник) и вступающее в стилистическое противоречие со спектаклем в целом. Очень жаль, что, на мой взгляд, абсолютно не состоялась роль Елизаветы Александровны, очень важная в книге Гончарова. Но особенно жаль, что подвергся грубой операции дешевого осовременивания и без того на самом деле вполне и на редкость современный роман. И это при том, что я вполне разделяю размышления режиссера о современной жизни.