Учитель ГОУ СОШ № 1277
с углубленным изучением немецкого языка
Георгиевская Е.Б.
Урок географии
Тема: Водные ресурсы и человек.
(Урок в теме «Внутренние воды России» в 8 классе)
(на примере рек Сибири)
«ПРИРОДА НЕ ХРАМ, А МАСТЕРСКАЯ, И ЧЕЛОВЕК В НЕЙ РАБОТНИК»;
«МЫ НЕ МОЖЕМ ЖДАТЬ МИЛОСТЕЙ ОТ ПРИРОДЫ, ВЗЯТЬ ИХ У НЕЁ – НАША ЗАДАЧА»
Задачи урока:
- определение значения внутренних вод; многообразие их использования в хозяйстве страны;
- развитие представления о природе, как едином комплексе и взаимосвязанной системе;
- развитие умений использовать имеющиеся знания в нестандартной ситуации;
- умение строить прогнозы и аргументировать их;
- формирование понимания, что вмешательство в природу без последствий не бывает.
1. Историческая справка
Основная цель проекта состояла в направлении части стока сибирских рек (Иртыша, Оби и других) в регионы страны, остро нуждающиеся в пресной воде. Проект был разработан Министерством мелиорации и водного хозяйства СССР (Минводхоз)
Цели проекта:
транспортировка воды в Курганскую, Челябинскую и Омскую области России с целью орошения и обеспечения водой малых городов;
сброс воды в Каспийское море;
восстановление усыхающего Аральского моря; транспортировка пресной воды в Казахстан, Узбекистан и Туркмению с целью орошения;
сохранение системы экстенсивного хлопководства в республиках Средней Азии;
открытие судоходства по каналам.
Канал «Сибирь—Средняя Азия»
Канал «Сибирь — Средняя Азия» был первым этапом проекта и представлял собой строительство водного канала из Оби через Казахстан на юг — в Узбекистан. Канал должен был быть судоходным.
Длина канала — 2550 км.
Ширина — 130—300 м.
Глубина — 15 м.
Пропускная способность — 1150 м³/с.
Анти-Иртыш — второй этап проекта. Воду планировали направлять вспять по Иртышу, затем по Тургайскому прогибу в Казахстан, к Амударье и Сырдарье.
Предполагалось возвести гидроузел, 10 насосных станций, канал и одно регулирующее водохранилище.
Впервые проект переброски части стока Оби и Иртыша в бассейн Аральского моря был разработан выпускником Киевского
университета Я. Г. Демченко (1842—1912) в 1868 году.
Первоначальный вариант проекта он предложил в своём сочинении «О климате России», когда учился в седьмом классе 1-й Киевской гимназии, а в 1871 году издал книгу «О наводнении Арало-Каспийской низменности для улучшения климата прилежащих стран».
После многим великим умам приходила мысль, что большая часть населения живет на юге, а большая часть рек течет на север (на юг – одна Волга)
В 1970 принято постановление ЦК КПСС и Совета Министров «О перспективах развития мелиорации земель, регулирования и перераспределения стока рек в 1971—1985 гг.». В нём была объявлена первоочередная необходимость переброски 25 кубокилометров воды в год к 1985г.
Во время перестройки стало понятно, что Советский Союз (из-за углубляющегося экономического кризиса) не в состоянии финансировать проект и 14 августа 1986 на специальном заседании Политбюро ЦК КПСС было решено прекратить работы
2. Постановка задачи для учащихся
Итак, наша задача попробовать предположить, как изменились бы географические (природные, и экономические, и транспортные) особенности региона, если бы проект был претворен в жизнь?
После того, как вы изложите свои гипотезы, мы попытаемся понять ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ проекта поворота Сибирских рек.
Гипотез получится множество, потому что предполагаемые изменения очень многогранны, и версии тоже очень разносторонни. Поэтому имеет смысл их упорядочить. Чего же в первую очередь коснуться изменения:
- Изменения климата
- изменения почв и сельскохозяйственных угодий
- изменения вечной мерзлоты
- изменения уровня грунтовых вод
- изменение речных характеристик (скорость и объем водотока,
режим, наводнения, питание рек)
- изменения природного комплекса болот
- изменения растительного и животного мира рек (особенно видового состава рыб)
- изменения растительного и животного мира на территориях, где должен пройти канал
- изменения транспортной ситуации в регионе (открытие судоходства)
- изменения в экономике: возможности получения прибыли
- изменение жизни населения в данном регионе (обеспечение новыми рабочими местами, плотность населения)
Выстроить версии предлагаю по командам (из двух человек, по партам)
3. Распределение заданий по командам
Конкретизация задания:
Четко выстраивать аргументы: тезис – объяснение.
Обязательно учитывать и положительные и отрицательные стороны предполагаемых преобразований (быть объективными)
Можно пользоваться и учебником, и атласом.
4. Самостоятельная работа учащихся
По итогам выполнения задания учитель совместно с ребятами на доске заполняет сводную таблицу:
«+» и « –«, которые можно отметить в возможных последствиях (сформулировать основные тезисы, конкретизировать)
5. Подведение итогов
Предложить проголосовать (возможный вариант развития урока) «за» поворот Сибирских рек или «против». Главный вопрос - Насколько разумным и целесообразным проект показался ребятам?
В заключении урока учитель зачитывает слова Президента РФ:
В сентябре 2010 года президент РФ Дмитрий Медведев заявил о необходимости восстановления разрушенной системы мелиорации: «К сожалению, система мелиорации, которая была создана в советский период, деградировала, была разрушена. Нам нужно будет её сейчас воссоздавать». Медведев поручил правительству России разработать соответствующий комплекс мер, отметив: «Если засушливый период продолжится, то нам без мелиорации просто не выжить»
© Георгиевская Е.Б.
Работа с гипотезами учащихся – способ достижения метапредметных результатов
Педагогическая мастерская
Школа 1277 с углубленным изучением немецкого языка