Уважаемые одиннадцатиклассники, рад, что вы нашли возможность прийти на просмотр фильма по книге, на спектакле по которой вы уже были. Хорошо, что уже ни у кого не вызывает сомнений утверждение, что различные художественные интерпретации одного произведения могут быть самоценны. Вы, конечно, обратили внимание на потерянную в названии фильма букву "м" и, вероятно, поняли, что это важно: вместе с потерей буквы теряется значительная часть сочувствия главному герою. Как мне кажется, идейная основа фильма определеннее и острее, чем в спектакле. Это особенно ощутимо благодаря присутствию в фильме Светланы Брагарник и Юлии Ауг, хорошо знакомым по спектаклю. Их трактовка образов вполне однозначна. Кстати, едва не лучшая сцена фильма - маленький "педагогический аттракцион" с выпивкой и много значащей песней. В фильме не оказалось блестящего артиста Кукушкина, но, как выяснилось, режиссер и в этом безупречно точен. Киношный герой по - киношному фактурен и менее сложен, чем герой Кукушкина, что, видимо, и было задумано. Хорошо, что в фильме вслед за спектаклем религиозная тема не звучит главной, оказывается частным случаем по отношению к грандиозной проблеме "человек и идея". Эмоционально завершает фильм музыка Демуцкого, именно она позволяет зрителю расставить все точки над "I" и делает финал, рисующий подвиг учительницы, до слез пронзительным. Серебренников мощный и умный, честный и тонкий, гражданственный, во многом уникально талантливый режиссер. Думаю, вы в этом очередной раз убедились.