Категории

Советы по написанию олимпиадных работ

7 минут на чтение

Восемь несерьезных советов по олимпиадам 


В связи  с тем, что механизм ЕГЭ не отработан, что даже официальные лица в министерстве образования признали в 2009 г. наличие липы в ведомостях по ЕГЭ, абитуриенту 2010, конечно же, лучше рассчитывать при поступлении только на свои силы. В идеале - поступить по олимпиаде. Или хотя бы набрать там 100 баллов, честно решая трудные олимпиадные задачи, чем конкурировать с теми, кто эти же 100 баллов получил используя какие-нибудь лазейки в несовершенстве новой системы.
 
Олимпиады по разным предметам имеют свою специфику. Трудно давать советы. Тем не менее, вот некоторые, которые точно должны работать на математике и физике. Не берите их буквально, воспримите только дух. Подстройте под свою ситуацию, подготовку. Быть может будет полезно. Чувствуете, что совсем не то - смело игнорируйте, идите своим путем.
 
 


 
Совет 1.  Знайте стандартный уровень.
 
Это - минимум, с которого начинаются олимпиады. Чем больше Вы будете знать, тем больше Ваш шанс получить более высокий балл. Работайте, работайте и работайте. Начните со стандарта, изучите учебник от корки до корки. Решите все задачи. Потом отложите его в сторону и начните изучать предмет уже более глубоко. 
 
Совет 2. Решайте заковыристые задачи новой техникой.
 
Заглядывайте в книжки к старшим Вас на 2-3 года. Учебная система устроена так, что ученики и студенты постоянно возвращаются к тому, что уже изучали. 7 классник не поймет по своей теме многого из учебника 10-классника.  А этого и не требуется. Утверждение: он поймет что-нибудь. И этого чего-нибудь может не быть в учебнике для 7го класса. 11-классник не поймет всего из учебника для 1-2 курса. Но он поймет что-то, что углубит его знания.  И очень велик шанс, что олимпиадная задача будет Вас подводить именно к пониманию изощренными и элементарными методами этого нового, неизвестного Вам, но в целом простого - доступного Вам в Вашем возрасте.  
 
Совет 3. Не бойтесь проигрывать.
 
Только так Вы узнаете свой истинный уровень знаний и сможете улучшить его. Вы спрашиваете, зачем ходить на олимпиады, если Вы все время проигрываете? Знайте, что большинство участников олимпиад и соревнований всех видов - олимпиад, футбола, гонок в Формуле 1 или тараканьих бегах, "проигрывают" поначалу (не становятся первыми). И не плачут. Такова жизнь. Тем не менее, посещая олимпиады, соревнуясь с физматшкольниками, учась в языковой школе, Вы получаете бесценный опыт. Вы понимаете свой реальный уровень по сравнению с лучшими ребятами в городе. Получаете стимул для обучения, изучения. Лучше четко представлять свою неграмотность, улучшать ситуацию,  чем тешить себя иллюзиями и осознать пробелы лишь при поступлении в институт.  Англичане говорят, что они проигрывают все битвы, кроме последней. И это верный путь к  победе, которая придет, если будет время и настойчивость.  
 
Совет 4.  Будьте готовы к появлению старых задач.
 
Не поленитесь, разберите задания прошлых годов. Если Вы умеете решать старые олимпиадные задачи, даже если их Вам объяснял учитель, товарищ, - это уже уровень. И неплохой для современного общества уровень. А составители задач тоже люди. Очень и очень нелегко придумывать из года в год полностью нестандартные задачи. А этого и не нужно. Пусть хотя бы половина задач будет принципиально нестандартными. Этого уже хватает для хорошей олимпиады. Если Вы разберете решения задач за прошлые годы, скорее всего хотя бы одна из "новых" задач будет похожа на старые.  А не будет - все равно, Ваш опыт не пропадет. Где-нибудь, когда-нибудь, решенная Вами при подготовке сложная задача, умение сконцентрироваться для решения, поможет Вам в жизни.
 
Совет 5. Научитесь 4-6 часовой технике непрерывной работы.
 
Изучите себя. Устройство своей головы, как "думателя". На олимпиаду дается, как правило, больше времени, чем на 45-минутную контрольную. Распределите свое время и свои силы с толком. Основной технический вопрос - какую задачу решать в какую очередь. Есть свои плюсы и минусы в разных стратегиях (свежая голова - уставшая голова, придет озарение, а вдруг не придет озарение...). Мы бы порекомендовали одну эффективную стратегию, которая для некоторых ребят хороша (но не для всех!). Начните с легких, стандартных для Вас задач. Возьмите со своего стандарта максимум. То, что точно пойдет Вам в зачет. Психологически Вам после решения верных задачек будет легче - что-то уже сделано, можно начинать спокойно думать над трудной частью. Научитесь думать долго. Это приходит только с опытом. К сожалению, уроками такое умение не воспитать. После второй-третьей олимпиады Вы приноровитесь.  Если же Вы начнете получать такой опыт только при поступлении, может оказаться слишком поздно учиться технике работы и Вы можете элементарно не суметь показать всего, на что способны. И наоборот, владея элементарной техникой и имея опыт, Вы сумеете стать выше своих природных данных. 
 
Совет 6. Используйте все время. 
 
Это - конкурс! Это умение выжать из себя все, без остатка. Сидите в аудитории до упора. Если дается 2 часа, сидите 2 часа. Если дается 6 часов, сидите 6 часов. Ни минутой меньше. Вы можете увидеть, как Ваши соседи сдают работы через 30 минут после начала. Не думайте, что к Вам в класс пришел Леонардо или Ломоносов и все решил за полчаса. Скорее всего там, в сданной тетрадке - пустота.  Даже те, кто берут международные олимпиады, не будут упускать шанс улучшить свою работу хоть ненамного. И будут сидеть столько, сколько можно по правилам. И Вы сидите с ними. Зачастую красивое решение приходит в последние пять минут - и нужно только успеть его записать.  Чтобы выполнить это предписание, будьте в хорошей физической форме. Выспитесь хорошенько перед состязанием. Не занимайтесь предметом олимпиады в самый последний день, а лучше отдохните. Обязательно возьмите с собою что-нибудь подкрепиться, что разрешено правилами - шоколадку, булочку. В середине олимпиады не забудьте эту всю вкуснятину съесть. Расслабиться, посмотреть свежим взглядом на написанное. Поискать новый метод для нерешенного и трудного. 
 
 
Совет 7. Если в голове есть мысль и  она не является глупостью  - пишите эту мысль.
 
Олимпиадная работа может быть и на 24 страницы, а может быть и на больше. Нормальный олимпиадник решение стандартной задачи из учебника распишет на страницу - со всеми приговорками, запятыми, уточнениями, вплоть до фраз вроде "мы предполагаем, что дорога в задаче - прямая линия, мы не учитываем кривизну Земли, пренебрегаем центробежным ускорением из-за вращения Земли и т.д.", Т.е. даст идеально сформулированное решение, к которому не "прикопаешься" ни с какой стороны, даже если очень захочешь. Конечно, если у Вас еще есть время на подробное расписывание.  Если Вы уверены, что не делаете ошибочных утверждений, то пишите все детали, поясняйте все свои мысли, мелочи, тонкости. То, что не записано, может трактоваться не в Вашу пользу. Если преподаватель ценит лишь яркую мысль, если решение красиво и пройдет и так, то хорошо. Значит перестраховались. Если же к Вашей работе будут придираться (ответ выписан не совсем так, как МНЕ хотелось бы, вот это промежуточное действие у ВАС не объяснено, и т.д.) по мелочам, то нельзя давать шанса к Вам придраться. Кроме того, есть еще такая вещь, как аппеляция. На которой можно аргументировать лишь записями в своей работе, черточками и крючочками, записанными в тетрадке, а не гениальными мыслями в своей голове.  Даже если Вы полностью не решили задачу, не имеете ни малейшего представления, как ее решить, но у Вас еще есть время.... пишите все свои мысли по поводу задачи. Как Вы подходите к задаче, что Вы считаете неверным способом, как и то, что Вы ожидаете от ответа. Чистый нуль за не записанную и не решенную Вами задачу вполне  может превратиться, да и превращается на опыте, и в 0.5, и иной раз в 0.75.   
 
Совет 8. Побеждайте.
 
Сначала себя, свою лень, свое неумение организовать время для подготовки, неумение организовать время и силы на олимпиаде, экзамене. Потом побеждайте заковыристые непростые задачки. Побеждайте время, которого должно хватить, чтобы сказать все, что Вы хотите сказать. Побеждать соперников... ну это не особо важно. Те, кто работают, всегда будут на коне.  А если Ваши "конкуренты" работали не меньше Вас..., то ведь и первых мест не одно, и не два. А вторых еще больше. Да и третьих... Места на Олимпе хватит всем. 
 

 
 
Ну и напоследок, не берите всерьез эти советы. Посмотрите, как именно Вам комфортнее работать на олимпиадах и двигайтесь вперед.  
 
И - УДАЧИ! 
 
Facebook Vk Ok Twitter Telegram Whatsapp

Похожие записи:

Уважаемые родители и дорогие ребята, вы можете ознакомиться с графиком проведения контрольных работ на 1 четверть, открыв прикреплённый файл. Заместитель директора по УВР Маркина Е.В. ФайлРазмер контрольных работ.pdf129.07 КБ
По информации с сайта Финки. Кафедра математики Финакадемии начинает работу лектория по математике для абитуриентов. Цель занятий – познакомить слушателей с методами решения олимпиадных задач. Полученные знания помогут справиться с наиболее трудными заданиями ...
Внимание! Познакомтесь с графиком контрольных работ на 3 четверть. ФайлРазмер 3-я четверть.pdf178.89 КБ
Конкурс научных работ Юниор, входящий в Перечень олимпиад, пройдет в МИФИ 28—30 января 2011 г. Регистрация до 31 декабря 2010 года.  Подробности смотрите на сайте конкурса.
В рамках Дня открытых дверей в школе №1277 была устроена выставка художественных работ учащихся, выполненных в мастерской Листуновой В.И.   Листунова В.И. Фото с мастер-класса на Дне открытых дверей в Школе№1277   Кусочек выставки   Ф...
Две недели в течение апреля у нас в школе проходил конкурс творческих работ «Литературный венок России».   «Литературный венок России»   Наш класс, к сожалению, не принял участия в этом проекте, но зато другие классы  сделали красо...