02 февраля 2009, Понедельник, 13:38
Передача на Первом
Все о том, как правильно выбрать учебное заведение для своего ребенка
Перед уроком немецкого можно поиграть в мяч, а изучать испанский нужно под звуки зажигательного фламенко.
Именно так теперь проходят занятия в некоторых московских школах. Дело в том, что преподают в этих учебных заведениях учителя-иностранцы, многие из которых едва понимают по-русски. Впрочем, общий язык с учениками они нашли без труда.
Репортаж Марии Торлоповой.
Фрау Мюллер никогда не опаздывает. При встрече всегда улыбается ученикам и обязательно играет с ними в мяч в начале урока. И если пунктуальность и вежливость у немки Грит Мюллер в крови, то игра в мяч - еe собственное педагогическое изобретение, чтобы "поймать" внимание школьников. Фрау Мюллер в Москве находится два года. И за это время успела влюбить в немецкий язык целую российскую школу.
Екатерина Бройтман, ученица школы 1277 с углубленным изучением немецкого языка: "На уроках немецкого мы не говорим по-русски совсем. Она не дает нам перевод. Если нам какое-то слово не понятно, она нам объясняет его по-немецки".
Валерия Глазкова, ученица школы 1277 с углубленным изучением немецкого языка: "Допустим, если слово "мама" прочитать на русский манер будет "муттер". А немцы по-другому говорят: "мюттер".
Фрау Мюллер всегда любила две вещи: школу и путешествия. Поэтому в Россию приехала с удовольствием. Грит уже работала в Австралии и Белоруссии. Признается, что к Москве тяжелее всего привыкнуть. Она по-прежнему покупает только немецкие продукты, а на машине не ездит из-за пробок.
Грит Мюллер, учитель немецкого языка: "Очень большая разница между Россией и Германией для меня. Прежде всего, в том, что здесь совсем другой, бешеный ритм жизни. В Германии, в Дрездене так спокойно по сравнению с Москвой. Я здесь уже 2 года, но до сих пор не могу привыкнуть!"
Фрау Мюллер и ещe несколько десятков учителей из Германии, Франции, Англии и Испании работают в российских школах по программе международного обмена. Так что зарплату они получают большую, чем их российские коллеги.
Ирина Петрунина, начальник управления дошкольного и общего образования Департамента образования г. Москвы: "Поскольку все это проводится в рамках тех или иных соглашений, то страна, которая принимает участие в этих соглашениях, в том числе принимает и финансовое участие в решение этого вопроса!"
Четверым учителям-испанцам дирекция этой школы снимает квартиры. Правда, дома Карлос, Кармен, Хавьер и Хуан Антонио бывают редко. Кроме традиционного иностранного языка они преподают ещe географию, историю, культуру Испании и технику речи. Ученики отмечают, что манера преподавания у испанцев сильно отличается от российской.
Анастасия Афонина, ученица школы 1252 с углубленным изучением испанского языка: "Русские учителя, они довольно снисходительны к своим ученикам. Если ты забыл ручку, тебе, скорее всего, это простят. А испанские учителя относятся довольно строго, ругаются на нас. И второй раз не простят такой оплошности!"
Правда, кроме "зубрежки" имен и дат темпераментные учителя-иностранцы учат детей танцевать фламенко, петь и прихлопывать в такт музыке карнавала на Тенерифе.
Ученики обычной московской школы так проникаются испанской культурой, что на каникулах стремятся уехать в испаноговорящую страну. И из каждой поездки привозят сувениры на память родной школе.
Хуану Антонио Руису Гарсиа в русской школе пришлось тяжелее всех, у него в классе оказались совсем юные школьники, которые едва понимали по-испански. Но после 3 месяцев уроков и дружеских бесед дети даже друг с другом теперь говорят по-испански.
Хуану Антонио в России нравится почти все. Он привык к русской зиме, выбрал себе русскую жену Юлию. Только одно дается тяжело – русский язык.
Хуан Антонио Руис Гарсиа: "Это очень трудный язык, особенно фонетика и грамматика!"
Чтобы помочь мужу Юлия придумала "дни русского языка", когда они с Хуаном Антонио по средам и воскресениям говорят только по-русски. Они вместе изучают русскую историю и путешествуют.
Но больше всего испанцу Хуану Антонио хочется научиться кататься на коньках. В олимпийцы он не стремится, но стать чемпионом среди своих испанских друзей хочет. Он говорит, что такие ледяные поля они видели только по телевизору! А в России каток залит почти в каждом дворе.
Ведущая: Конечно, все родители мечтают найти для своего ребенка чуткого и опытного педагога, да еще в такой школе, где малыш сможет получить углубленные знания по различным предметам. Все плюсы и минусы подобных спецшкол мы обсудим с нашим сегодняшним гостем народным учителем России Ефимом Рачевским. Здравствуйте, Ефим Лазаревич.
Гость: Добрый день, Маша. Вы знаете, я не уверен, что все родители ищут для своего ребенка спецшколу. Это было лет 10-12 назад. Сейчас ситуация изменилась. Они на самом деле ищут доброе, чуткое и здоровое место.
Ведущая: Если родители хотят найти спецшколу, с какого возраста лучше ребенка отдавать?
Гость: Чем позже, тем лучше. Профильное обучение реально должно и может начинаться где-то с 9 класса.
Ведущая: Если родители все-таки хотят отдать ребенка с первых классов, как понять, к каким предметам у него действительно есть способности?
Гость: А не надо понимать. Это те родительские амбиции, которые наносят вред ребенку. Ко мне часто приходят мамы и спрашивают, вот моему ребенку пять с половиной лет, у него явно математическое мышление.
Я спрашиваю, а от чего вы вот это взяли? Ну как же, никто за обеденным столом не смог сосчитать количество крутых яиц, а он сосчитал. Всe! Математическое мышление. На самом деле мы ничего про ребенка в этом возрасте не знаем, поэтому мой совет родителям - не торопиться. Ребенок рано или поздно сам проявит свои способности.
Ведущая: Если мама и папа решили, а, может быть, даже совместно с ребенком, что, например, у него способности к математике. Отдали в спецшколу. И вдруг через год, через два получается, что у него либо нет способностей, либо нет желания. Что делать?
Гость: Не зря при приглашении детей в первый класс запрещены всяческие тесты на предмет брать или не брать. Когда ребенка пытаются записать в гимназию или в школу с углубленным изучением предмета, там как раз это разрешено. Чтобы ребенок продемонстрировал не только свое желание, но и свои возможности.
У меня однажды была грустная история. К одиннадцатиклассникам пришел чудный поэт в гости, который задал вопрос, допустим, о Жуковском, и мальчик сказал: "Ну, что вы, я не обязан это знать, я же химик". Какой химик?!
В школе не бывает химиков, математиков, физиков и так далее. Выбор происходит значительно позже. Поэтому через полгода может обнаружиться, что ребенок оказывается не математик.
Ведущая: А можно его в химики?
Гость: Да куда угодно. Не надо даже предполагать, что он математик.
Ведущая: С какими психологическими проблемами может столкнуться ребенок, который переходит из обычной школы в спецшколу?
Гость: Во-первых, проблема лидерства. Это очень важно. Там у себя они были лидерами, а тут он вдруг перестал быть лидером.
Ведущая: Но ведь все такие.
Гость: Обязательно появляется новый лидер. Вторая проблема - это проблема адаптации в новом коллективе. Третья существенная проблема - это желание быть успешным, и это не всегда получается. Не требуйте вы с него, пожалуйста, пятерки. В той школе, где ребенок был не очень увлечен, ему математика давалась легко, а теперь он перешел в совершенно иной статус, и здесь намного сложнее.
Ведущая: Какие найти слова, чтобы этот стресс побороть, когда он уже не лидер, что, может быть, тройки начнут появляться в его дневнике?
Гость: Очень простые слова. Знаете какие? Ты мой самый любимый или самая любимая. Нет ничего дороже детского здоровья, намного дороже увлеченности, углубленности и так далее.
Ведущая: Спасибо, Ефим Лазаревич. Открывает ли спецшкола дверь в блестящее будущее и как помочь ребенку найти свое истинное призвание, об этом нам рассказал народный учитель России Ефим Рачевский. Давайте подведем итог нашей беседы.
К занятиям в спецшколе лучше приступать после 14 лет.
Не спешите отдавать ребенка в спецшколу. Приступать к углубленному изучению каких-либо предметов лучше с 9 класса. К этому возрасту станет понятно, в каких науках ребенок сможет добиться наибольших успехов, и чем ему нравится заниматься.
Чтобы раскрыть таланты ребенка, надо дать ему возможность выбора.
Пока ребенок маленький, запишите его в какие-либо в клубы или секции. Как правило, в неформальной обстановке, которая там складывается, ребенку гораздо легче проявить себя, чем в школе.
Будьте готовы к тому, что при переходе в спецшколу успеваемость ваших детей может снизиться.
Не ругайте ребенка, если раньше он учился на "отлично", а при переводе в спецшколу скатился на тройки и двойки. Требования в этих учебных заведениях, как правило, очень высокие и учиться там довольно трудно. Так что лучше подбодрите своего малыша и постарайтесь помочь ему в учебе.
В коллективе одаренных учеников ребенку будет непросто завоевать авторитет.
При переводе в спецшколу у вашего сына или дочки могут возникнуть и психологические проблемы. Если раньше ребенок был лидером, то в новом учебном заведении он может оказаться далеко не на первых ролях. Тут важна поддержка родных.
Специализация школы не всегда определяет выбор профессии.
Не бойтесь, что при углубленном изучении, к примеру, математики или литературы, ваш ребенок будет разбираться только в этих предметах. Как правило, в спецшколах уделяют серьезное внимание общему образованию. И не редкость, когда благодаря этому ребенок достигает в других науках даже больших успехов, чем по специализации.