Уважаемые семиклассники! В связи с грандиозной неудачей двух последних работ по литературе, предлагаю вам минимальный набор сведений о четырех стихотворениях Пушкина, который, может быть, поможет вам разобраться с произошедшим.
"Арион". Стихотворение посвящено декабристам и написано через год после разгрома восстания. Иносказательно рассказывается о разкроме декабристского восстания. В основе рассказа миф о певце Арионе, которого спасли дельфины. Особенно важна строчка "Я гимны прежние пою...", в которой Пушкин храбро заявляет о том, что декабристские идеалы , несмотря ни на что, живы в его стихах.
"Анчар". Притча о жестокости и бесчеловечности тирании и деспотизма. Тема стихотворения откровенно соотносится с темой русского самодержавия. Главная строчка - "И человека человек послал к анчару властным взглядом". Сила строчки в знаменательной тавтологии в ней. Стихотворение очевидно гуманистично.
"Пророк". Самое знаменитое стихотворение Пушкина о месте поэта среди людей. Посланник Бога превращает человека в поэта - пророка. В контексте стихотворения эти два слова синонимичны. Необходимым условием превращения человека в поэта является "духовная жажда". В начале стихотворения звучит тяжелая характеристика жизни общества -"в пустыне мрачной". Человек по воле Бога приобретает дар особого восприятия мира, и это становится основой его особой миссии избранника Бога, о которой написано в конце стихотворения. Важность темы поддерживается в произведении торжественной, архаичной лексикой.
"Кавказ". Все стихотворение - пейзаж. Это основной прием в произведении. Ключ к пониманию стихотворения в его начале, в словах "один в вышине". Задана тема особого, высокого положения поэта среди людей и вместе с тем его одиночества. Взгляд читателя движется как бы по диагонали,опускаясь все ниже и ниже в описании пейзажа и "спотыкаеися" об образ Терека, где автор размышляет о несвободе поэта (второй образный отзвук стихотворения "Узник", первый был в начале - образ орла). Вся концовка стихотворения драматична, так как посвящена трудной участи поэта, "теснимого" враждебными силами в обществе.
Сопоставьте, пожалуйста, написанное выше с тем, что сделали вы, и приготовьтесь исправить ситуацию в ближайшее время. Работа, естественно, не будет повторять то задание, которое было неудачно выполнено, но по сути будет про то же самое. Надеюсь на успех.