Утверждена Управляющим советом школы
31 марта 2012 года
Программа развития ГБОУ СОШ № 1277
рассчитана на период с 2012 по 2016 годы
Программа развития школы №1277 является внутренним документом образовательной организации и содержит описание миссии школы; проблем и достижений, концептуальное описание желаемого состояния школы; основные подпрограммы и задачи перехода к этому состоянию, методологическую базу преобразований в сфере организации образовательного процесса.
-
«Раскрыть способности каждого ученика, воспитать личность, готовую к жизни в высокотехнологичном обществе, конкурентном мире» - так определил президент страны главную задачу образования страны.
В связи с этим школа так определяет свою миссию: Миссия школы понимается как целенаправленное и систематическое личностное развитие учащихся, родителей и самих педагогов с целью формирования и повышения их компетентности во всех сферах культуры жизнедеятельности.
Углубленное изучение в школе иностранных языков и страноведения, а также организация общения с зарубежными сверстниками и коллегами направлены на воспитание Человека Мира, которого характеризуют, прежде всего, патриотизм – осмысленное ощущение себя россиянином в международном сообществе и толерантность – понимание и принятие межкультурных и иных различий между людьми.
Введение многих изменений, затрагивающих основной и вспомогательные процессы в школе, систему управления, за время выполнения предыдущей программы развития школы, действующей до 2011 года, привели в целом к изменению образовательной системы и школьной образовательной среды.
Впервые школа стала участницей рейтинга школ Москвы, проведенного по заказу Департамента образования города Москвы. Школа заняла 191 место и вошла в число 300 лучших школ Москвы. (Рейтинг проводился по следующим критериям: считалось число выпускников, получивших 100 баллов на ЕГЭ и число победителей и призеров всероссийских олимпиад из числа выпускников учебного года.)
На таблице, приведенной ниже, даны итоги сдачи ЕГЭ (2010-2011 учебный год) и место в рейтинге по данному критерию среди школ городского подчинения по предметам.
«Что Вы понимаете под качеством образования»? – с таким вопросом мы обратились к родителям учащихся.
Большинство родителей считают, что качество образования – это
-качественная фундаментальная подготовка, позволяющая выпускникам поступить в вуз,
-умение работать самостоятельно,
- умение оперировать знаниями,
- сильный преподавательский состав, высокий профессионализм педагогов.
Ответы родителей и предложения по изменениям в жизни школы были учтены при подготовке новой программы развития школы.
Новая программа развития школы предполагает достижение нового уровня качества образования и воспитание грамотного, нравственно устойчивого, духовно богатого поколения. На этом пути меняются условия, ставятся новые задачи, разрабатываются подпрограммы, но неизменной остается концепция школы, разработанная на основе деятельностного подхода и теории развивающего обучения Д.Б.Эльконина –В.В.Давыдова.
2. Концептуальное описание желаемого состояния школы
Целью школы является формирование качеств субъекта разного вида деятельности.
Младшая школа
1-6 классы
Ведущей деятельностью в младшем школьном возрасте является учебная деятельность.
Формировать качества субъекта учебной деятельности – задача начальной школы.
В коллективно распределенной деятельности совместно со взрослыми ставятся учебные задачи, планируется работа по ее решению, проводятся поиск и исследования. Обучающиеся учатся самооценке и рефлексии.
За годы обучения в начальной школе должна сложиться мотивация познавательного интереса. Этому способствует и безотметочная система обучения, позволяющая формировать мотивацию обучения на качественно новом уровне.
У младших школьников к моменту окончания начальной школы должна возникнуть способность (умение) учиться.
Подростковая школа
7-9 классы
В начале подросткового возраста в отдельную область жизни выделятся экспериментирование с отношениями между собой и другими людьми, поиск новых смыслов. Перестраивается социальная ситуация, возникает "ориентировка на себя" как основное условие решения любых задач (Д.Б.Эльконин).
В подростковом возрасте происходит индивидуализация учебной деятельности. Индивидуально осуществляемая учебная деятельность индивидуальна только по принадлежности (кому необходимо новое теоретическое знание, кто его инициатор, кто организует процесс поиска?) Все остальное может быть по-прежнему разделено между людьми. Замысел и основная идея могут принадлежать одному, но в процессе реализации этого замысла он подключает помощников. Кроме того, сам характер понятийного знания предполагает диалог с мысленными или реальными собеседникам. Когда учебная деятельность индивидуализируется, человек воображает себе таких собеседников, то есть присваивает "образы других людей".
При таком положении меняется задача школы. Теперь необходимо построить "лестницу во взрослый мир", создать специальное пространство, в рамках которого действовала бы разветвленная сеть подростковых сообществ, разных по своему устройству, по направлению деятельности, по характеру взаимодействия подростков друг с другом и со взрослыми. Необходимо дать подростку свободу выбора сообщества, организованности, клуба, возможность путешествовать из одного сообщества в другое. Это позволит подростку самому осознанно выбрать "свою" сферу деятельности, познакомиться с нормами и принципами, которым необходимо следовать при выполнении того или иного вида деятельности и, в конечном итоге, определиться в выборе дальнейших целей и построении индивидуального плана развития.
В рамках подросткового пространства необходимо дать подростку возможность осуществлять собственные общественно значимые проекты, в процессе подготовки и проведения которых он вынужден будет вступать в контакты с разными организациями и "общественными взрослыми".
В своем сообществе подросток должен иметь условия для проявления себя в разных ролях и позициях: командира и подчиненного, генератора идей и творческого исполнителя, партнера и конкурента
В подростковом пространстве необходимо создать условия для карьерного роста подростков внутри сети подростковых организаций от рядового члена организации до члена органа самоуправления и его руководителя. В создании специальных педагогических ситуаций и условий для проб «себя» и заключается задача подростковой школы.
Старшая школа
поток 10-11 классов
В этом возрасте человек должен научиться ставить перед собой цели и задачи, планировать их достижение, распределять время и силы, то есть он должен приобрести черты субъекта разного вида деятельности и соответствовать модели выпускника школы.
Рис.1. Формирование качеств субъекта на ступенях младшей, подростковой и старшей школ
Анализ факторов, влияющих на состояние и изменения образовательной системы школы
внутренние |
внешние |
политические |
|
Политика модернизации образования требует от школы пересмотра некоторых позиций, прежде всего в оценке труда педагога, а также пересмотра роли родителей и общественности в управлении школой. |
Подготовка к выборам всех уровней власти и ожидание результатов вносит определенную тревогу и нервозность в действия взрослых участников образовательного процесса. |
Введение ЕГЭ в штатный режим, с одной стороны, продиктовало запрос обучающихся и родителей на определенный уровень образовательной подготовки, обусловило их выбор учебного плана, с другой – имеет тенденцию к снижению общего уровня образованности. |
Изменения в законодательстве (83ФЗ) ставят школу в новые условия работы: статус бюджетной организации, госзадания, иные отношения с органами государственной власти и организациями, т.е. создаются четкие государственные ориентиры по отношению к образовательной системе школы. |
До сих пор не принят новый закон «Об образовании», проекты, внесенные на обсуждение в течение двух последних лет, имеют порой взаимоисключающие позиции, к тому же в действующий закон вносятся все время изменения. Все это создает нестабильность позиций в образовании и затрудняет выработку долгосрочных программ. |
|
экономические |
|
Переход на новые экономические механизмы в рамках 83 ФЗ, на нормативное подушевое финансирование и передача прав школе на полное распоряжение своими финансовыми ресурсами в рамках законодательства страны может иметь не только положительные стороны, но заставляет просчитать ряд негативных последствий: - сокращение штатного расписания, - сокращение системы дополнительного образования, -сокращение или ликвидация групп в классах при изучении некоторых дисциплин (что диктовалось профильными дисциплинами и индивидуализацией обучения). |
Экономические проблемы заставляют искать новые источники доходов: - получение грантов за счет участия в конкурсах, - получение инвестиций общественности, предприятий, -оказание платных услуг гаселению |
Рамки 94 ФЗ не позволяют заключить договора с теми организациями, которые могли бы в полной мере удовлетворить учреждение как потребителя услуг. |
|
223 ФЗ требует введения новых должностей и новых профессий в штатном расписании. |
|
социальные |
|
Можно предположить, что результативность ЕГЭ станет одним их ведущих факторов, определяющих выбор школы родителями. |
Работа СМИ на формирование образа «успешного» человека идет вразрез с задачами школы. Некоторые родители с целью налаживания контактов с детьми идут на поводу у неверных представлений детей, не видя в этом опасности. |
Серьезная работа на индивидуализацию обучения, введение в старших классах индивидуальных учебных планов, субъектность старшеклассников, четко разграничивающих, что и на каком уровне им необходимо и достаточно, т.е. удовлетворение личностного спроса на образование, не соотносится с теми целями, которые ставит перед собой школа. |
Размыты базовые ценности в обществе, не работают законы. |
У педагогов несколько «размыто» представление о хорошем педагоге, т.к. оно не включает в себя понимание и оценивание реального результата обучения, который можно замерить. |
Рейтинг 300 лучших школ Москвы положительно повлияет на отношения родителей и школы |
Невозможность прогнозирования доходов и расходов семьи не позволяют школе выстроить систему оказания платных услуг населению. |
|
Смена поколения преподавателей требует серьезной работы по отношению к повышению профессионализма молодежи. |
|
технологические |
|
Использование информационных компьютерных технологий заставляет по-новому строить занятия, изменяет требования к отбору методик преподавания, соответствующих ФГОСам второго поколения. |
Усиление рыночных тенденций повышает востребованность таких технологий, как маркетинг, менеджмент, реклама и др. |
Цель: достижение новых образовательных результатов качества образования, соответствующих требованиям времени, предъявляемым к московскому образованию, за счет неиспользованных резервов
Достижение цели возможно при решении следующих проблем, имеющихся в школе:
- недостаточна мотивация к получению высоких результатов;
- имеется разрыв между планируемым результатом самого обучающегося и ожиданиями школы, результатами школы и требованиями общества;
- «размыты» представления педагогов о понятиях «хороший учитель» и «хорошие результаты»;
- нерационально используется техника, имеющаяся в школе;
-не осуществлен переход к индивидуализации образования в среднем звене
- школа не оказывает платных услуг населению, тем самым исключается возможность пополнения своего бюджета
Достижение новых результатов возможно при выполнении нескольких подпрограмм:
- целевая программа по развитию мотивации к отличным результатам
- модернизация общешкольного образовательного пространства на основе информационных технологий, которые приведут к открытости школы
- специальная программа по расширению детско-взрослого сообщества и дальнейшего формирования школьного коллективизма
- дальнейшая индивидуализация образования
- введение ФГОСов второго поколения
- повышение профессионализма педагогического коллектива
- программа духовно-нравственного воспитания обучающихся
- модернизация образования, переход на новую систему оплаты труда
- программа материально-технического развития школы
Ожидаемые результаты:
подпрограмма |
Ожидаемые результаты |
Введение ФГОСов (федеральных государственных образовательных стандартов) второго поколения |
ФГОСы второго поколения предполагают результаты предметные, метапредметные, личностные, поэтому образовательная программа школы будет иметь прописанный набор результатов для каждой ступени обучения - внутришкольный контроль будет иметь четкую направленность на достижение результатов |
- модернизация общешкольного образовательного пространства на основе информационных технологий, которые приведут к открытости школы |
-100% педагогов используют информационные технологии, -электронный журнал и дневник вошли в жизнь школы (пользователи все учащиеся, родители и педагоги) -каждая кафедра, методическое объединение имеют свои страницы на школьном портале, - использование регистра качества для составления индивидуальных программ обучения |
-целевая программа по развитию мотивации к отличным результатам |
- введен рейтинг обучающихся по классам и ступеням обучения; - Количество обучающихся в школе на «хорошо» и «отлично» достигло 80% |
- специальная программа по расширению детско-взрослого сообщества и дальнейшего формирования школьного коллективизма |
- создана единая команда педагогов, - действуют формы общественного соуправления, - отработаны критерии оценки деятельности педагогов и обучающихся; - созданы 10 объединений (вертикальных, разновозрастных, клубных и других) -отсутствие асоциальных проявлений членов коллектива по отношению друг к другу. |
- дальнейшая индивидуализация образования |
- частично введены ИУП в 8 и 9 классах; - выстроены программы личностного роста у 80% обучающихся; |
-повышение профессионализма педагогического коллектива |
-введение ФГОСов потребует профессиональной переподготовки всех педагогов; - прохождение аттестации в новой форме всеми преподавателями -разработаны критерии оценивания труда педагога в школе - 100% педагогического коллектива имеют собственные программы развития профессионализма |
Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения |
-обучающиеся умеют избегать конфликтов или правильно выходить из них; - в классных коллективах нет «изгоев»; -отсутствуют обучающиеся, состоящие на учете в ИДН. |
Материально-техническое обеспечение |
- созданы комфортные условия для обучения учащихся и работы персонала; -соблюдены СанПиНы и ТБ |
Стратегическое планирование
Для достижения цели необходимо ввести изменения в три процесса: управления, в основной процесс и во вспомогательный.
В данном разделе поставлены задачи, которые необходимо решить для достижения цели, и определены основные пути их решения:
Целевая программа по развитию мотивации к отличным результатам:
Модернизация общешкольного образовательного пространства на основе информационных технологий, которые приведут к открытости школы
задачи |
Ключевые мероприятия |
Индикаторы достижения |
Исполнители |
сроки |
|
Изменения в процессе управления |
|||||
Провести анализ результативности ведения электронных документов |
-выяснить количество пользователей - выяснить, как осуществляется родительский контроль за выполнением д/з |
-отсутствие неподготовленных уроков; - ликвидация неуспешности |
Кл.рук. |
3 четверть 11-12 уч.года, далее – 1 раз в год |
|
Ввести еженедельный контроль за заполнением сайта, электронных журналов и дневников |
Своевременность заполнения |
Методист, заместитель директора |
1 раз в нед. |
||
Изменения в основном процессе |
|||||
Разработать дистанционные курсы по предметам |
-изучение методики работы с дистанционным обучением -начало работы по созданию курсов |
1 разработанная тема в год в методическом объединении |
методсовет |
Представление 1 раз в год на м/о |
|
Использовать ИКТ на уроках |
-создание банка имеющихся материалов - создание собственных материалов -круглый стол по рациональному использованию ресурсов |
100% педагогов имеют материалы 30% педагогов создают материалы самостоятельно |
Учителя – предметни-ки |
Презентация работ 1 раз в год |
|
Изменения во вспомогательном процессе |
|||||
Создать электронные портфолио педагогов и учащихся |
Сбор информации по результатам работы - выделение времени учителю на работу с портфолио |
Наличие портфолио |
Все учителя –предметни-ки |
1 раз в четверть |
Специальная программа по расширению детско-взрослого сообщества и дальнейшего формирования школьного коллективизма
задачи |
Ключевые мероприятия |
Индикаторы достижения |
исполнители |
сроки |
|
Изменения во вспомогательном процессе |
|||||
Создать разновозрастные объединения |
- спортклуб - проектные поездки |
Наличие объединений |
Инструктор по физ-ре Зам по воспитательной работе |
Весь период |
|
Создать вертикальные объединения |
- 7 и 11 кл. -Город образования подростков |
Наличие групп |
Директор, Заместитель директора по воспитательной работе |
Весь период |
|
Организовать виртуальное общение со сверстниками из партнерских школ Германии |
Совместные проекты |
Обмен материалами проектов |
Учителя немецкого языка |
1 проект в год |
|
Сделать школу пространством социальных действий молодежи |
участие в акции «Носики-курносики» -помощь педагогов ветеранам педагогическо- го труда -работа в зонах полезного действия в школе и во дворе -помощь детям, находящимся в трудной жизненной ситуации |
Наличие дел не для отчета, а как потребность души. Ухоженность школы и двора |
Социальный педагог, директор школы, администрация |
Весь период |
Дальнейшая индивидуализация образования
задачи |
Ключевые мероприятия |
Индикаторы достижения |
исполнители |
сроки |
Изменения в процессе управления |
||||
Осуществить переход к личностно проектируемым программам обучающихся |
-анализ регистра качества -рейтинг уч-ся -выбор индивидуальных заданий на уроке и вне урока - выбор школьных сообществ |
Наличие программ и портфолио |
Учащиеся |
Постоянно в течение всего периода |
Изменения в основном процессе |
||||
Сделать иностранный язык прикладным для будущей профессии |
-совместные проекты с партнерскими школами - выход на зарубежные библиотеки, поиск материалов по разным предметам |
Продукт проектов, обмен материалами Использование интернет-материалов на уроках |
Учителя немецкого языка Учителя -предметники |
В течение всего периода |
Изменить организационную структуру занятий в 8-9 классах |
-формирование дифференцированных групп, Составление блочного расписания, -изменение тематического планирования |
Расписание занятий |
Учителя -предметники, диспетчер |
2012-2013 г. |
Введение Федеральных Государственных Образовательных Стандартов второго поколения (ФГОСов)
задачи |
Ключевые мероприятия |
Индикаторы достижения |
исполнители |
сроки |
Изменения в процессе управления |
||||
Создать образовательную программу основной школы в соответствии с новыми ФГОСами |
-Определить основные параметры результатов достижений обучающихся по предметам и классам обучения; -Выбрать программы обучения по предметам |
Наличие программы |
Методсовет школы |
К сентябрю 2012 |
Составить план перехода к ФГОСам на второй ступени обучения |
Наличие плана |
Заместитель директора по УВР |
К сентябрю 2012 |
|
Выстроить систему внутришкольного контроля в соответствии с достижением прописанных результатов |
Планирование на год, на четверть, на месяц |
Наличие плана и его коррекция в течение учебного года |
Заместители директора |
Август ежегодно, коррекция постоянно |
Повышение профессионализма педагогического коллектива
задачи |
Ключевые мероприятия |
Индикаторы достижения |
исполнители |
сроки |
Изменения в процессе управления |
||||
Составить программу развития профессиональных компетенций педагогов |
-работа внутришкольного семинара, -составление индивидуальных программ педагогами |
Обмен опытом работы, -повышение качества образования уч-ся |
Каждый учитель |
2012-2013 уч.год |
Изменения в основном процессе |
||||
Повысить качество урока |
Семинар по проектированию учебных занятий -обсуждение открытых уроков -анализ результативности урока учителем, коллегами, администрацией |
Отказ от фронтальных методов, использование деятельностного подхода |
Учителя - предметники |
Модернизация образования, переход на новую систему оплаты труда
задачи |
Ключевые мероприятия |
Индикаторы достижения |
исполнители |
сроки |
Изменения в процессе управления |
||||
Использовать управленческие возможности горизонтальных структур для демократизации и открытости управления |
-создание рабочей группы по составлению локальных актов перехода к НСОТ -первоначальные обсуждения проводить в горизонтальных структурах |
Наличие локальных актов, - отсутствие конфликтов в коллективе |
Администрация |
С января 2012 года |
Ввести в жизнь критерии оценивания деятельности педагогов |
-оценивание результатов 1 раз в квартал |
Отработанные критерии |
Методсовет, СТК Управляющий совет |
Пост. |
Изменения во вспомогательном процессе |
||||
Использовать возможности платных услуг населению для увеличения бюджета школы |
формирование спектра услуг -заключение договоров |
Пополнение бюджета школы |
Администрация |
С сентября 2012 |
Программа духовно-нравственного воспитания обучающихся
задачи |
Ключевые мероприятия |
Индикаторы достижения |
исполнители |
сроки |
Изменения в основном и вспомогательном процессе |
||||
Научить обучающихся взаимодействовать с разными людьми |
Введение специального предмета «Основы религиозных культур и светской этики» - проведение дебатов -школьные проекты; - встречи с представителями разных конфессий |
Отсутствие конфликтов в коллективе |
Учителя 4 классов Предметники Заместитель директора по воспитательной работе |
|
Научить делать выбор (нравственный) |
Создать наглядную агитацию по теме; Ввести в планы классных руководителей специальный раздел Спланировать и провести специальные ситуации «выбора» с последующей рефлексией; |
Наличие стенда Фиксация «поступков по совести» |
Учителя Администрация администрация |
|
Научить сострадать |
Продумать систему «полезных дел» и действий |
Помощь старших младшим, конкретные «полезные дела и поступки» |
Весь коллектив |
Программа материально-технического обеспечения
Задачи |
Ключевые мероприятия |
Индикаторы достижения |
исполнители |
сроки |
Изменения во вспомогательном процессе |
||||
Поддерживать режим нормального функционирова ния систем здания |
- модернизация электрощитовой - изменение конструкции верхнего карниза здания в соответствии с нормами безопасности - проведение энергоаудита и заключение сервисного контракта по энергосбережению - частичная замена покрытий пола в помещениях школы |
Акт выполненных работ контракт |
Заместитель директора по административно-хозяйственной части |
|
Создать условия для использования технических средств и новых технологий |
- потолочный монтаж мультимедийных проекторов (8 штук)- приобретение интерактивных досок (9 штук) - |
Наличие оборудования |
Заместитель директора по административно-хозяйственной части; бухгалтерия |
Файл | Размер |
---|---|
programma-razvitiya-shkoli-1277.doc | 280.5 КБ |