Мы уже обсуждали вопросы по научно-исследовательским проектам школьников. В частности, по поиску тем для проектов, по системе Evernote, проектам-победителям конкурса Гугл, и другие вопросы.
Проекты бывает разные и универсальных советов по разработке дать не может никто. Однако при разработке школьникам очень важно не только получить какой-то интересный результат, но и просто научиться работать с долговременными проектами. Научиться организовывать свое время, материалы и т.д. Именно в этом техническом аспекте - основное отличие проекта от задачки в домашней работе. Проект может вестись месяцами, иметь много целей, много исполнителей. У него могут быть промежуточные deadlines (сроки выполнения этапов). Держать все в голове - самое простое решение. Особенно когда проект сводится к простой презентации на тему, в которой всего 2-3 источника. Тут не нужно городить огород.
Однако, бывают более амбициозные и сложные проекты, где просто помнить про все мелочи сложно и неэффективно. Как пример, - проект М. Персиянова-Дуброва про эффективности ЕГЭ, который по сути был новым исследованием. Для таких проектов иногда удобно использовать программные инструменты. Об одном из них - Evernote, мы уже рассказывали. Данный сервис позволяет очень просто накапливать материал с веб страниц, коллекционировать свои заметки и мысли. Минус Эвернота в том, что в нем мала доля визуализации. Поэтому его желательно дополнить.
В заметке про шестиминутный цикл поисковой активности мы уже писали о важности визуальной компоненты в достижении долгосрочных целей. Идея была в том, что, поставив трудную цель, человек должен периодически "поднимать голову", оглядываться на сделанное, соотносить сделанное с конечной целью. Разбивать огромное задание на мелкие кирпичики, каждый из которых можно сделать в единицу времени. Не копать яму годами, не производить мгновенно гору знаний, а по лопате, по ведерочку, добавлять шаг-за-шагом все новые и новые строительные блоки, ведущие к большой и труднодостижимой цели.
Стандартный инструмент для проектной деятельности - Microsoft Project, не очень подходит для наших целей. Во-первых, это платный и громоздкий продукт. Во-вторых, несмотря на то, что Project широко используется в мире, кажется, что он слишком сложен для ведения простых школьных научно-исследовательских работ.
Поискав в интернете удобные софтовые механизмы, позволяющие
1. Явную визуализацию цели
2. Возможность распределения по разным спискам "To Do", c проставлением deadline, с отметкой выполнения
3. Возможность легко масштабировать древо целей
мы считаем, что одним из подходящих для школьных проектов сервисов может быть MindMeister.
Безусловно, подобных сервисов много. Но в большинстве случаев мы не нашли в бесплатных версиях софта для проектов минимально удобного функционала. А часть полностью бесплатных проектов нам показалась слишком примитивной.
Mindmeister позиционируется себя как инструмент для создания интеллект-карт и мозговых штурмов. Регистрация стандартная. На главное странице находим раздел регистрации. Выбираем бесплатную версию (не надо нажимать кнопки с $ - бесплатная версия находится внизу страницы, у вас будет 3 карты, чего более чем достаточно для непрофессионального проектирования).
Далее требуется указать логин (из двух слов) и email.
На почту приходит стандартное подтверждение. Заходим на сайт под своим логином и делаем карту проекта. Как именно делать, учащимся пояснять не надо - все интуитивно ясно. Отметим только, что есть важные кнопки для отметок по срокам выполнения. Есть также возможность связывать разные части проекта стрелочками.
Вот наш пример, нарисованный нами за минуты.
Пример схематичен и слишком прост, сделан лишь для того, чтобы посмотреть, какие есть функции в проектном инструменте.
Вот этот же проект в другом масштабе (щелчком мыши мелкие цели скрыты).
Вот скрипт самого проекта в виде, удобном для публикации на школьном сайте:
Инструмент для научно-исследовательских проектов MindMeister
В MindMeister eсть встроенный плеер для создания презентаций. Но мы не считаем его удобнее чем презентации в PowerPoint, Prezi, Glogster и не будем описывать, так как все, опять же, интуитивно ясно.
Конечным этапом большинства проектов школьников будет, наверное презентация. Материалы о том, как правильно составлять красивые презентации смотрите здесь и здесь.
Для тех проектов, которые не оканчиваются докладом на школьной конференции, нужно, конечно, предусмотреть пункты "статья", и т.д. В целом, конечно, программа может использоваться не только для научно-исследовательских проектов учащихся. Но и для, например, достижения других важных целей. Как пример - "моя программа работы для поступление в хороший вуз", или же программа работы по конкретному жизненно-важному проекту - "карьера", "успех" и т.д.
Важно понять суть инструмента. Ставим цель. Определяем ступеньки, ведущие в цели. Ступеньки, высота которых небольшая. На 1 день. На неделю. И т.д. Постепенно, шаг за шагом, выполняем цепочку мелких заданий. Отмечаем свои успехи.
Почему это работает? Визуализации проекта важна, т.к. способствует формированию доминанты, нацеленности на конечный результат. Даже окидывая взглядом свой проект, ученик готовит свою голову для решения, для достижения, готовит себя к успеху. Заполнение мелких, нудных каждодневных упражнений ("решил домашку на завтра", "поговорил со специалистом", "сделал десять отжиманий" и т.д.) "успехов" на карте проекта дает удовлетворение от маленькой победы на сегодня, ведущей к глобальной победе.
Если вы уже достаточно искушенный мастер проектирования и выполнения школьных научных проектов, то можно попробовать подумать и над серьезными проектами, например из проекта Innocentive.
Подробнее про обоснование эффективности интеллект карт посмотреть можно здесь.
Октябрь 2012
Автор: Светлана Л. Пугай