Категории

Надпредметные умения в РО. Рыбина Н.Н.

5 минут на чтение

Педагогическая мастерская

Надпредметные умения в РО, как средство повышения качества знаний в начальной школе


Рыбина Надежда Николаевна
учитель начальных классов  
ГБОУ СОШ №1277г. Москвы


     Каждый педагог мечтает, чтобы его ученики вышли из стен школы знающими, эрудированными, готовыми к активным социальным действиям людьми. И каждый знает, как часто мы, педагоги, ссылаемся на обстоятельства, если наши мечты не реализуются: этот ребёнок, конечно же, способный, но ленивый, у другого – слабое здоровье и плохая память, третий – ничего не хочет и т. д. А время требует новых предметов, появляются новые требования к экзаменам. Возможно, память и умение пользоваться алгоритмами перестали быть надёжным фундаментом для образования.
      Есть и другая, более важная, сторона оценки результативности педагогического труда – качество образования. Выращивание людей, способных открывать новое знание, ставить перед собой и решать задачи, требует другой педагогической системы.
 Для нас, учителей работающих в начальной школе, это программа развивающего обучения Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова. Именно она позволяет формировать у детей такие общие способности, как воображение, мышление, понимание, рефлексия, организация коллективного действия и самоорганизация, коммуникативные и языковые способности. В ходе развивающего обучения создаются условия для развёртывания самостоятельных практических действий ученика: знания не даются в готовом виде. В первом классе ребёнок осваивает способ овладения определёнными действиями, затем учится овладевать понятиями. На этом этапе проблема перехода от игровой к учебной деятельности, от наглядно-образного мышления дошкольника к словесно-логическому мышлению школьника стоит особенно остро для шестилетних учащихся. Она решается с помощью специальных учебных игр. Эти игры обслуживают наиболее сложный этап обучения – введение теоретических понятий. В результате игрового действия у детей перестраивается представление о слове, возникает новая учебная позиция по отношению к самому себе, к учителю, к ситуации общения. Всё это помогает учащимся успешно работать с понятиями и их признаками, а это самое важное в первом классе. Но может ли отсюда, через способность к обобщению, умению выделять различия, формироваться способность к теоретическому мышлению? Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к данным психологической диагностики учащихся первых классов нашей школы. Исследования осуществлялись по следующим параметрам:

Таблица

Данные диагностики учащихся за три учебных года показали следующие результаты:

 

Таблица

Результаты формируются по группам: высоких, средних, слабых результатов. Группа высоких результатов (23, 30, 31) : мышление – прежде всего развитое умение обобщать, выстраивать понятие через признаки и наоборот, логика рассуждений, точность, чёткость, быстрота. Развитие речи, словарный запас – построение фразы, знание предлагаемых понятий, точность, быстрота. Мотивация, интерес- выполнение полученных заданий с энтузиазмом, наличие желаний получения и выполнения новых тестов. Коммуникация – желание вступать в диалог, раскованность, вопросы о смысле проделываемой работы, персонификация себя, как знающего, умеющего, способного к решению непростых заданий и успешно с ними справляющегося. Группа средних результатов (16, 10, 9): мышление – частично развитое умение обобщать, выстраивание понятия через признаки и наоборот только на хорошо знакомом материале, нарушаемая логика рассуждений, среднее время выполнения полученных заданий. Развитие речи, словарный запас – условное построение фраз, частичное знание предлагаемых понятий. Мотивация, интерес – выполнение полученных заданий без особого интереса. Коммуникация – узко направленные вопросы о собственных достижениях. Группа слабых результатов (4, 4, 5) : мышление – слабая способность к обобщению, выстраивание понятия через признаки и наоборот только на хорошо знакомом материале, нарушенная логика рассуждений, невыполнение предложенных заданий. Развитие речи, словарный запас – условное построение фраз, незнание предлагаемых понятий. Мотивация, интерес – выполнение полученных заданий без особого интереса. Коммуникация – узко направленные вопросы о собственных достижениях, в некоторых случаях «уход» от решения предложенных заданий.
Подведём итог. Результаты психологической диагностики показали, что формирования основ теоретического мышления у учащихся первых классов не происходит. Исходя из этого, можно предположить, что подобные результаты являются следствием изменения характера деятельности:

1. Происходит смена ведущей деятельности. В игровой деятельности ребёнок не несёт никакой ответственности за её результаты и способы её выполнения. А учебная деятельность накладывает на ребёнка определённую ответственность и за её результаты, и за способы её выполнения. У школьников появляется новая мотивация, а именно направленность ученика на различные стороны учебной деятельности.
2. У детей идёт активное развитие речи, а именно умение выражать свои мысли, слушать собеседника, пользоваться знаками. Всё это является важнейшими надпредметными умениями. Формируется семантическая способность.
3. Формируются коммуникативные способности, а именно умение вступать в диалог, раскованность, вопросы о смысле проделываемой работы, персонификация себя, как знающего, умеющего, способного к решению непростых заданий и успешно с ними справляющегося. Активная работа в малых и больших группах – важнейшее надпредметное умение.
4. В первом классе начальной школы учащиеся приобретают новые знания, происходит формирование умений, навыков, но не развивается теоретическое мышление.

  Иная ситуация складывается к моменту окончания начальной школы. По данным диагностики, которая была проведена психологической службой, даже самые слабые учащиеся демонстрируют сформированность способности к планированию и анализу. Что также является важнейшими надпредметными умениями.

Обратимся к результатам психолого-педагогической диагностики за три учебных года.

Групповое интеллектуальное тестирование 4-х классов.

Таблица


    Групповой интеллектуальный тест выявляет особенности умственного развития школьников по следующим параметрам:

 - Формально-динамические характеристики протекания мыслительных процессов (скорости переработки информации, лабильности).
 

 - Уровень речевого развития (способность понимания смысла текста, умение оперировать грамматическими структурами, словарный запас, умение анализировать понятия).

 - Умение выделять существенный признак, находить логические закономерности, а также уровень развития операции анализа и обобщения отношений.

 - Сформированность навыков счёта и решения математических задач.

Самые слабые учащиеся демонстрируют высокий уровень сформированности способности к планированию. Более того, наблюдая за процессом решения поставленных задач, можем сделать вывод о сформированности способности к анализу. А именно, ребёнок, вникая в проблемную ситуацию, использует предоставленные условия и, учитывая первичные ошибки, выходит на верный результат, что позволяет сделать вывод о наличии рефлексии первого плана.

Таким образом, ученики начальной школы имеют возможность транслировать свои знания на другие предметы, хорошо ориентироваться в разных учебных ситуациях.

Так вторые классы нашей школы (2 «А» и 2 «Б») в сентябре 2008 года приняли участие в проекте ЦТ 1-го канала «Всемирная сеть» - «Большие буквы». Сборная команда от двух классов вышла в финал игры, по итогам которой стала лидером проекта. Все задания были связаны с изучением русского языка в начальной школе. Формулировались они на основе программы традиционной школы. Но ребята прекрасно справились со всеми испытаниями, показав при этом очень слаженную работу в команде. Это позволяет говорить о том, что уже к началу 2-го класса ученики РО владеют способностью к обобщению, умеют работать с понятиями.

© 2011 Рыбина Н.Н. Школа 1277
 

 

Полная версия статьи - в прикрепленных файлахформатах doc и pdf)



 

ФайлРазмер
Nadpredmetnie-umeniya.doc64 КБ
Nadpredmetnie-umenya-Rybina.pdf70.45 КБ
Facebook Vk Ok Twitter Telegram Whatsapp

Похожие записи:

Начальная школа: образовательные экскурсии Экскурсия в уникальный музей. 23 сентября 2012 года ученики 2»Б» класса нашей школы (классный руководитель: Рыбина Н. Н.) побывали на экскурсии в д. Жостово, в единственном в мире музее подносов. Внимательно посмот...
В декабре 2013 года команда 3 «б» класса нашей школы (кл. руководитель - Рыбина Надежда Николаевна) признана сильнейшей (среди команд третьих классов города Москвы)  в Московском городском турнире способностей «Мыслю, знаю, действую»...
Поздравляем с победой в финальном турнире Московского турнира  "Мыслю, знаю, действую!" команду нашего 3 "б" класса (кл.руководитель Рыбина Н. Н.)! Наши третьеклассники стали сильнейшими среди своих сверстников Москвы в турнире способностей...
Попова Ирина Николаевна   Рыбина Надежда Николаевна   Антонова Наталья Васильевна Корташова Оксана Петровна
Школу 1277 поздравляют наши второклассники (кл. руководитель Рыбина Н. Н.)
Михайлова Г.С. Ильинская Н.А.     Гребнева М.В. Рыбина Н.Н. Формирование качеств субъекта учебной    деятельности  при безотметочном обучении                            ( из опыта работы учителей школы № 1277)             Ан...