Концепция РЦ по теме «Проектирование образовательного пространства. Моделирование педагогического мышления».
Адрес ОУ: Сущёвская ул. Д.32 тел. 8 (499) 978 6453, (499)9784823
Описание актуального образца инновационной практики
В проектировании образовательной среды ГОУ СОШ № 1277 имеет большой многолетний опыт, который может быть представлен другим образовательным учреждениям, причем не только для того, чтобы, как калька, быть перенесенным и скопированным. Он может быть представлен как технологии и модули в общих подходах к проектированию образовательных сред разных образовательных учреждений с разным статусом, контингентом учащихся, разным составом учителей, но имеющих желание действительно внести изменения в систему образования в целом, в учебно-воспитательный процесс своего образовательного учреждения в частности. В результате работы РЦ поможет продвинуться в самом сложном: в изменении сознания людей, педагогов школы. Моделирование педагогического мышления будет происходить опосредованно через специально организованную деятельность педагогов по проектированию среды своего образовательного учреждения.
Данное предложение и подход к работе РЦ представляется актуальным в свете задач, поставленных Президентом страны в Послании Федеральному собранию РФ: « Настало время нам сказать свое слово, поднять Россию на новую, более высокую ступень развития цивилизации»…, «необходима всесторонняя модернизация», основанная на «ценностях и институтах демократии». «Конечным итогом наших совместных действий станет качественное изменение не только уровня жизни граждан нашей страны. Измениться должны мы сами.»
Цель работы РЦ : Изменение педагогического мышления, которое запускает процесс изменений в системе образования (модернизацию системы) через проектирование образовательной среды своей школы или построение новой организационной системы школы.
Актуальный образец инновационной практики, предполагаемый к трансляции:
- Модель выпускника начальной школы,
подростковой школы,
старшей школы;
(в том числе по качествам субъекта)
- Система оценивания достижений уч-ся, альтернативная принятым отметкам;
- Формирование самоконтроля и самооценки в начальной школе;
- проект «Город образования подростков»;
- формирование надпредметных умений у обучающихся, контроль овладения умениями;
- общешкольный проект по формированию толерантности «Не хочу ненавидеть» и «Я и мой мир»;
- Обучение по индивидуальным учебным планам в старшей школе.
- Модель школы, отвечающая требованиям модернизации и инициативе «Наша новая школа», в том числе модель управления качеством образования;
- построение системы внутреннего аудита;
- программа развития личности ребенка
- От Программы развития личности – к Образовательной программе школы и Программе Развития школы;
(выделенные положения являются значимыми для самого образовательного учреждения, задачей, стоящей перед ОУ в этом учебном году).
Каждый из названных проектов имеет свои задачи, свою концепцию, социальную направленность, отвечает требованиям изменения учебно-образовательного процесса и образовательной среды.
Результатом экспериментальной и инновационной деятельности в ГОУ СОШ № 1277 можно считать следующее:
-качественный переход учащихся из объектных в субъектные позиции в учебной деятельности;
- индивидуальная траектория профессиональной деятельности учителя;
-переход из внешнего плана педагогической практики студентов во внутреннюю: новый учитель.
Результатом работы в режиме РЦ для самого учреждения будет следующий шаг на пути формирования субъектности всех участников образовательного процесса : прежде всего родителей (при создании программ развития личности ребенка) и самих педагогов. К тому же будет решена важная задача повышения самооценки учителя и оценки собственной значимости в решении важных задач в рамках приближающегося Года Учителя.
Возможные формы работы в РЦ:
- Выступления перед педагогами по разным предлагаемым проблемам,
- Семинары,
- педагогические мастерские;
-разработки занятий по формированию у учащихся самооценки, по отработке критериев,
- стажировки в классах школы, посещение открытых уроков и мероприятий, проектов;
- составление индивидуальных планов и программ самих педагогов и ОУ.
- обмен материалами и проблемами через школьный форум нашего учреждения.
Ресурсы ОУ:
1,Педагоги, готовые к трансляции опыта школы и работе в рамках деятельностного подхода:
- в начальной школе – 3 человека,
- по разным системам оценивания – 10 чел.
- по ИУП – 18 человек,
- по проектам – 3 человека
- Город образования подростков – 10 чел.
- администрация школы
2. Расположение школы в центре близ метро «Новослободская» и «Менделеевская»
3. Опыт работы школы в режиме РЦ по теме «Обучение по индивидуальным учебным планам в старшей школе».
Сеть школ может и должна сложиться в основном путем самоопределения. Это школы, готовые к прорыву и серьезной модернизации. При этом произойдет процесс взаимообогащения ОУ.
Возможны рекомендации окружных управлений тем учреждениям, кому необходимо внести изменения и начать реформирование учреждений, чтобы справиться с наметившимися проблемами внутри самого учреждения (учреждения, которые вызывают тревогу, хорошо известны управленцам).
Программа работы РЦ
1 этап (данный учебный год)
- Определение сети РЦ.
- Встреча руководителей ОУ, входящих в состав РЦ.
- Определение индивидуальных задач для ОУ.
- Формирование групп по тематике и назначение педагогов под определенные проблемы для работы с ОУ.
- Составление индивидуальных планов работы с ОУ.
- Вычленение общих запросов, составление общего плана РЦ.
- Запуск в каждом ОУ: мониторинг (при необходимости), встречи с учителями-предметниками, выступления на педагогических советах, семинары по теории вопроса.
- Выполнение первых самостоятельных заданий администрацией или педагогами ОУ.
- Первые пробы рефлексии.
- Составление плана работы на 2 этап сотрудничества.
Индикаторы результативности деятельности РЦ:
- Индивидуальный план ОУ, учителя.
- Проектная деятельность педагогов по созданию образовательной среды.
- Презентации о введенных изменениях.
- Работа педагогов экспертами по отдельным проектам и темам.
- (Как частность) Уменьшение количества жалоб на учреждения, входящие в состав РЦ.