"Семьи собираются в кружок, и щенки тихо сидят и слушают, а потом рассказчика засыпают вопросами. – А что такое Человек? – спрашивают они." (©Клиффорд Саймак. Город.)
1. Мини-квиз.
Ответьте, пожалуйста, на вопросы.
Кто чемпион мира по шахматам? Правильный ответ: Компьютер Пентиевич Блю, который победил Г. Каспарова.
Кто знает больше всего? Кто больше всего читает? Правильный ответ: Гугл (Яндекс, Яху, на выбор).
Кто лучший по элементарной арифметике? Правильный ответ: Калькулятор и его потомки, пс калькуляторовичи.
Кто знает больше всех языков в мире? Правильный ответ: Гугл переводчик, или его собрат родом из железной коробки.
Кто через 5-10 лет сдаст все ЕГЭ на 100 баллов? Правильный ответ: ???, но у нас уже есть кандидат
2. Альфа - революция.
В сети появился сервис от Вольфрама, известной компании, прославившейся своим продуктом Mathematica.
Тихая незаметная революция, сродни калькуляторной, случилась не так давно. Имя ей WolframAlpha. Осталось, правда, перевести интерфейс на русский, но за этим дело не встанет.
3. Диалоги 21 века.
3.1 Магазин с доставкой на дом.
"Вы знаете, как работает лазер в Вашем сд плеере? Нет? Не страшно. Нажмите на кнопочку. Наслаждайтесь музыкой."
"Вы знаете как устроены жидкие кристаллы в Вашем LCD телевизоре? Нет? Не страшно. Нажмите на кнопочку. Наслаждайтесь Вашей рекламой".
3.2 Начальная школа. Урок математики.
"Вы знаете, как решить квадратное уравнение икс в квадрате плюс 10 икс минус 20 равно 0? Нет? не страшно. Нажмите на кнопочку."
3.3 Старшая школа. Урок математики.
"Вы знаете, чему равен интеграл икс квадрат синус икс? Нет? Ничего страшного. Нажмите на кнопочку."
3.4 Средняя школа. Урок физики.
"Вы знаете, что такое закон Ома? Нет? А задачу-то Вам дали, там цифры-то есть? Ничего страшного. Нажмите на кнопочку."
В том же духе на сайте существует бесконечное продолжение.
Компьютер не устает, в отличие от нас. Элементарная и высшая математика, химия, физика, статистика, тысячи пунктов...
Можно набрать "Moscow" или "New-York" и получить данные о площади, населении, и прочие довольно интересные вещи.
Можно спросить про биржу, про галактики и звезды, и так далее. Можно задать некорректный вопрос, а на выходе получить правильный ответ. Очень эрудированный товарищ, этот Альфа Вольфрамович.
4. Без паники.
А быть может все же не стоит тревожиться раньше времени? Человечество, система образования, принимали и не такие вызовы в своей истории. Сильным неандертальцам даже не проиграли, как эксперты говорят.
Идти против прогресса бессмысленно. Надо его пытаться использовать с пользой.
Ведь научились мы не заменять вычисления в 1-2 классе калькулятором, а экономить с ним время во взрослом возрасте вместо умножения в столбик.
Научились печатать на клавиатуре, сканировать тексты, использовать ксерокс и принтер.
Не отупели от ТВ и рекламы. Научились ставить блокады от мобильных телефонов на ЕГЭ и выявлять КПК с гигабайтными энциклопедиями шпаргалок на олимпиадах. Все есть яд, все есть лекарство. Важна мера.
5. Альфа Вольфрамович в школе.
Самое главное - пока что сервисом можно пользоваться эффективно тем, кто уже "прошел курс" знает, что он решает, как надо решать, что спрашивать. Т.е. студент вуза сможет спокойно решать школьные уравнения, аспирант - студенческие дифуры. И т.д. На многие вопросы система ответа пока дать не может, так что специально ее (двоечники) учить не будут. А отличникам она просто поможет проверять свои знания.
Далее, в порядке очередности.
Во-первых, это совершенно замечательная штука для учителя. Можно готовить тесты. Можно написать 200 вариантов контрольных работ (ответы-то известны, а уж как решать, учитель знает). Можно за пару месяцев написать новый задачник для детей своей школы. С верными ответами...
Во-вторых. Ребенок должен будет выучить хотя бы систему обозначений; как писать икс в квадрате, как записать интеграл, где и что ему искать. А для этого надо понимать структуру предмета. Для некоторых из детей это уже неплохо.
В-третьих. Очень полезно, даже учителям, видеть, как себя ведут функции, как выглядит тот же закон Ома, или какова пространственная структура той или иной молекулы.
В-четвертых. Система выводит кроме ответа массу новых интересных сведений. Глаз привыкает к новым обозначениям, новый материал будет усваиваться легче.
В-пятых, и это главное. Ученик сможет сам себя проверять в рутинных задачах. А если учитель требует не ответ, а решение, то тут уж придется все-равно решать. В конце концов всегда можно спросить ученика решить при учителе что-нибудь простое.
Дополнение: данная заметка была написана в феврале 2010. В 2010-2011 учебном году один из исследовательских проектов школьников у нас был связан с Вольфрам Альфой. Результаты можно посмотреть в заметке ЕГЭ, GMAT & Wolfram|Alpha.
©Svetlana.Pugai