Интересная новость (июнь 2012) о соревнованиях между ботами на предмет прохождения теста Тьюринга появилась 21 августа в The Telegraph "How long before robots can think like us?". Автор заметки, и один из судей приводит общие сведения о тесте Тьюринга на (искусственный) интеллект, а также рассказывает о самом состязании в университете Рединг.
Интересно для нас то, что в гонке умных ботов выиграла российская программа Eugene, которая имитировала личность 13-летнего мальчика.
Результаты этой программы впечатляющи - в 29.3% времени программа смогла обмануть судей на предмет того, что она - человек. Учитывая, что было 29 судей-людей и 25 программ, первое место в состязании - показатель, которым стоит гордиться. Что еще гораздо важнее - тест Тьюринга был бы пройдет при 30 процентах...
Т.е. до достижения уровня "интеллектуального" собеседника в чате боту не хватило всего 0.8 процента...
Ранее, говоря о ВольфрамАльфе мы обсуждали, что многие заведомо интеллектуальные задачи (взятие производных и интегралов, решение задач ЕГЭ и т.д.) программы уже делают хорошо, и человеку есть о чем встревожиться. Теперь вот - кандидаты на самого неутомимого говоруна и, возможно, самого продуктивного твиттер (фейсбук, вконтакт и т.д.) юзера. Плохо это или хорошо, мы не обсуждаем. Это - реальность, а может и будущее сети.
А вот чему и как учить современных детей в школе, это уже другой вопрос.
Явной ссылки на программу, которая была описана в статье, мы не нашли. Но единственного бота по имени Евгений (правда, "украинского мальчика") мы нашли здесь.
Пообщавшись даже с этим ботом, можно увидеть, что он либо "туповат", либо не любит говорить на конкретные темы... Но что касается литься воды "по поводу", то тут все в порядке. И вовсе не факт, что стандартные "привет, как дела" в соц сетях намного интеллектуальнее. Иногда программа все-таки попадает в мишень и в сложных диалогах.
С точки зрения образования... вполне можно представить себе применение таких ботов в качестве всегда доступного собеседника на уроках иностранных языков (мы не нашли русско-язычных ботов в открытом доступе). Общение с ними утомительно и не интересно, но если рассматривать переписку как урок английского, например, будет неплохо: не всегда ведь реальный собеседник будет терпеть нашу неграмотность, а бот просто не поймет, если мы будет неверно строить фразы..., но не особо обидится...
Что касается вообще идеи ботостроительства, то в качестве научно-исследовательского проекта для школьников, это, наверное, сложновато. И все же, если говорить о перспективах и применениях в ИТ, наверное задача очень интересная.
Список интересных проектов, в том числе огромное количество онлайн ботов может быть найден здесь. Введение в ботостроительство, литература, программы и примеры описаны хорошо и понятно на сайте "The Simon Laven"
Еще одно замечание, про умные программы. Ребятам, связывающим свое будущее с работой с персоналом, может быть стоит взглянуть на примитивную игру Prom Week от исследовательской группы калифорнийского унивеситета в Сан-Диего. Эта игра может быть найдена как в фейсбуке, так и на сайте kongregate. Что интересно - будучи совершенно неиграбельной в обычном смысле, текстовой, она задействует искусственный интеллект на уровне построения фраз. Смысл игры - общение внутри "школы (К-12)" и построение своей "карьеры" путем "общения", интриг, "дружбы" и т.д. Здесь моделирование идет уже на уровне социума. Опять же - метод подтянуть "английский для общения".
©Svetlana.Pugai