Языковой портфель
как инструмент формирования
языковой компетентности учащихся
в начальной школе
Из опыта работы во 2-3 классе учителей немецкого языка ГОУ СОШ № 1277 Абрикосовой И.В. , Кирилиной В.С.
«Учиться и, когда придёт время, прикладывать
усвоенное к делу – разве это не прекрасно!» Конфуций
I. Вступление
Основной стратегией московского образования является формирование творческой личности, способной к рефлексивному управлению собственной деятельностью. Почему вопрос личностного развития так актуален для школы сегодня? Личностное развитие направлено на социализацию подрастающего поколения и формирует у учащихся новую систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыта самостоятельнойдеятельности и личной ответственности, так называемые «современные ключевые компетенции».
Данные позиции заложены в современных образовательных стандартах,предполагающих формирование личности:
- способной к самостоятельному саморазвитию и самоизменению
- способной самостоятельно выходить из проблемной ситуации
- способной осуществлять самостоятельную продуктивную деятельность
- личности, готовой к осознанному выбору и обладающей разносторонним интеллектом, высоким уровнем культуры
На наш взгляд, учителей иностранного языка, языковой портфель решает многие из вышеперечисленных задач.
Мы выделяем в структуре языкового портфеля пакет рабочих материалов,которые представляют результат учебной деятельности обучаемого по овладению иностранным языком. Такой пакет материалов даёт обучаемому и педагогу возможность по результату учебной деятельности самостоятельно и совместно анализировать и оценивать объём учебной деятельности и спектр достижений в области изучаемого языка и иноязычной культуры.
Цели введения портфеля:
1. Развивать у учащихся навык рефлексии по поводу проделанной работы
2. Дать возможность учителю понять, какие задания оказались лёгкими или трудными для учащихся
3. Показать таланты и лучшие работы учащихся
Цели языкового портфеля:
1. Формирование творческой личности и развитие самоопределения
2. Укрепление культурного и лингвистического разнообразия и формирование межкультурной компетентности
II. Разделы языкового портфеля для 2-4 классов
Портфель состоит из трёх частей:
Языковой паспорт - обзор индивидуальных компетенций в языке в данный период
Языковая биография способствует развитию навыков планирования, рефлексии и самооценки в процессе изучения языка, что является очень важным при безотметочном обучении в начальной школе
Досье – материалы для документирования и иллюстрирования достижений или опыта
III. Работа с портфелем
Языковой портфель, используемый в начальной школе, имеет комплексную направленность и содержит:языковой портфель по чтению, аудированию, говорению, письму.
Знакомство с языковым портфелем начинается во 2 классе и на протяжении всей учёбы в начальной школе помогает фиксировать умения говорить, читать и писатьна неродном языке, отмечать в нём всё, чем занимается учащийся, изучая иностранный язык, складывать рисунки, творческие работы, письменные задания.
В течение года учащиеся заполняют таблицу самооценки, имеющую Уровень А1, А2 и В1. Самооценка учащихсяосуществляется по всем четырём видам речевой деятельности: по чтению, письму, аудированию говорению. Так, например, в разделе « Я умею писать» уровень А1 определяется умением написать простую открытку или поздравление с праздником, а уровень А2 написать простое письмо личного характера и уровень В1 написать простой связный текст на знакомую тему. В разделе Чтение зарисовываются кораблики по следующим позициям: я умею читать и понимать короткое письмо друга, умею соотносить слов с картинками, а также основное содержание коротких текстов и выделять в них важную информацию.
Зарисовывая картинки,учащийся может самостоятельно сделать вывод об уровне своей успешности и определить задачи на перспективу. Так, например, в разделе Аудирование зарисовывется полкартинки или картинка полностью, если учащийся понимает простые команды и умеет их выполнять, понимает имена, числа, время или отдельные слова и предложения в рассказах , сказках и т. д.
По окончании учебного года учащиеся получают портфели с рекомендательными письмами от педагога.
В заключении хотим отметить, что портфель служит не только средством оценивания достижений по предмету, но и повышает мотивацию в дальнейшем совершенствовании навыков владения иностранным языком,учит аккуратно вести записи и организовывать их в папку. Портфель является документом, отражающим достижения учащегося, что является важным с точки зрения самого учащегося. Портфель может быть использован для показа успехов в овладении языком родителям, а также при переходе в другое образовательное учреждение.
2011 © Абрикосова И.В., Кирилина В.С., ГОУ СОШ №1277