В рассказе Шукшина мы видим экстремальную ситуацию, проявившую в героях их нравственную суть. Наум подлец, трус и в определенном смысле порождение своей эпохи. Он предает не только Ивана, родного человека, но и те важные нравственные черты, которые отличают человека от зверя. Для Ивана же оказываются доминантными именно человеческие черты, созданные в человеке в течение долгого времени его культурного развития, прежде всего в результате христианства (в русской деревне православия). Живущие в эпоху декларируемых высоких представлений о морали, эпоху морального кодекса строителя коммунизма, казалось бы, развивающие высокие моральные ценности в истории человечества, герои рассказа на самом деле обнаруживают, что время и их страна не соответствуют высоким декларациям, привычно поощряют их на низкие поступки, обнажающие в человеке низкое, звериное, противостоящее культурным завоеваниям человека .. И тогда все решает конкретный выбор конкретного человека. Очень важной становится мысль автора об ответственности самого человека за все происходящее. Сюжетная роль образа волков становится ролью идейно-смысловой, прямо говоря читателю про антитезу ЧЕЛОВЕК - ЗВЕРЬ, звучащую не только в нравственном аспекте, но и выводящую исподволь на характеристику эпохи (см. развитие сюжета, в том числе и после кульминации).
Образ волков в рассказе Бунина звучит абсолютно по-другому. Он, конечно, тоже создает экстремальную ситуацию, обнажающую нечто главное для автора, но не социально-нравственного характера, как у Шукшина, а психологически, философски, более того - эстетически. Бунин в рассказе утверждает великую ценность и необходимость в жизни человека ярких чувств, страсти, неординарности и небанальности переживаний. Именно они, по Бунину, являются главным в жизни человека, определяющим суть человеческого существования. Рассказ представляет собой восторженный гимн, оду страстному, чувственному, подчеркнуто небудничному в жизни. Именно оно и только оно, по Бунину, прекрасно. Удивительный парадокс рассказа в том, что типичная для Бунина элегичность оборачивается здесь мажорной интонацией,. Счастье для Бунина не "покой и воля", а пронзающий, как острая боль, страстный экстрим, трагически и незабываемо ярко определяющий всю жизнь человека. Отсюда в рассказе и удивительная по красоте палитра избранных красок, в том числе и в блистательно нарисованном пейзаже. Бунин, как всегда, в этом рассказе предстает перед читателем великим поэтом.
Господа! Один из основных недостатков в истолковании произведений: не находите "концепции" произведения, тонете в обнаруживаемых авторских находках, приемах, не говорите главного. За деревьями пропадает лес!