Два музыкальных спектакля - один с пятиклассниками в МХТ, "Белоснежка и семь гномов" по старой когда-то производившей впечатление пьесе Устинова и Табакова (режиссер Миронов, молодой, дебютант), второй с седьмыми в театре "У Никитских ворот" по "Бедной Лизе" Карамзина
(постановка и авторство пьесы отнюдь не дебютное, но всегда молодое - Розовского). Спектакль далеко не новый, но на редкость свежий в исполнении.
Уместно сопоставление. У Розовского чудесная музыка, местами остроумная, везде небанальная, разнообразно сочетающая и привкус романса, и оперы, и пару тактов попсы, и многое другое) и эмоционально точная, и в МХТ тонущая в ужасе фонограммы попса. В МХТ дурновкусие во всем, кроме, впрочем, работы художника. Правда, и здесь приходится констатировать затасканную "придумку" с выгородкой аж о семи дверях, слегка спасаемую идеей с зеркалами. У Никитских ворот скромный и при этом тонко организованный спектакль, построенный на уместной иронии, юморе, понятный несмотря на сложную партитуру "остранения" всем зрителям. МХТ заглушает в прямом и переносном смысле все этические или просто остроумные моменты пьесы, напрочь уничтожает сказочное обаяние "Белоснежки" вместе с радостью актуального звучания текста. У Розовского в спектакле не пропадает ни интонация сострадания, свойственная карамзинской повести, ни обличительная нота, ни мораль. Наоборот, все это нацелено прямо в сердце и голову молодого зрителя, пусть даже только учащегося театральному сопереживанию. "Бедная Лиза" классно имитирует сегодняшность литературного материала. У Никитских ворот чудесный художник, непретенциозный, тонко играющий с пространством, цветом, масштабом и не тянущий на себя одеяло, что очень радует. Даже такая удача МХТ, как голос О.П. Табакова в роли зеркала, уничтожается вместе со сказочностью тем же голосом, предупреждающим о пользовании мобильными телефонами. В МХТ радует, что этот спектакль даст отдохнуть всем его участникам, от постановочной службы до актеров, в выходные: спектакль явно не такой трудоемкий, как недавно поставленный "Конек Горбунок". Зато в театре "У Никитских ворот" все вкалывают всерьез и себя не жалеют.
В МХТ грустно, потому что только что был сделан чудесный детский "Конек Горбунок", здорово сделан, а теперь.... У Никитских ворот радостно, потому что очевидно, что там играют со зрителями всерьез, не унижая их неоправданной снисходительностью и потаканием дурному вкусу.